«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи
В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры и владельцы компаний. Многие стали работать с 8 утра до 12 ночи. Как выйти из тупика, объясняет Татьяна Ежова, руководитель корпоративной практики «Создание эффективных команд» НИУ ВШЭ.
Второй после страха потерять бизнес или команду вызов — признать тот факт, что ты в стрессе. Есть убеждение, что лидер — тот, кто ведет других и не имеет права стрессовать. Особенно это свойственно мужчинам, работающим на промышленных предприятиях. «Да ладно, не в первый раз, мы такое уже проходили», — уверенно говорят они. На самом деле за этой бравадой может скрываться излишняя мобилизация и хаотичность действий, что как раз является одним из проявлений стресса.
На днях мне звонил в панике предприниматель Михаил: «Что делать, через три недели закончатся деньги?» На вопрос, почему он не ищет источники дохода, отвечает — нет времени. Он распустил своих сотрудников по домам еще в начале марта, и теперь, когда остро встал вопрос поиска инвестиций, не мог понять, почему прокрастинирует и ничего не предпринимает. Все его мысли в критической ситуации заняты тем, что через три недели закончатся деньги, и бесконечным внутренним диалогом: «я не справился, проиграл, и мне ничто уже не поможет». Это паника в ожидании очередной волны кризиса.
В состоянии надвигающейся бури способность увидеть возможности резко падает, и человеку нужно сделать огромные усилия, чтобы поднять себя, прекратить не очень нужную рутинную работу и заняться главным. Некоторые ждут до последнего, когда ситуация станет совершенно безвыходной, — можно будет оттолкнуться от дна и пойти вперед. Это тоже способ пережить ситуацию, но при этом важно признать, что сейчас ты находишься в стрессе и это твой осознанный выбор. Если ты понимаешь хотя бы часть ситуации, то можешь управлять этой частью. Не нужно игнорировать тот факт, что жизнь вокруг меняется, и надеяться, что еще чуть-чуть и мы вернемся в декабрь 2019-го. Лучше честно признать: все те планы, что мы строили на 2020 год, будут реализованы иначе, чем мы планировали.
Сотрудники ожидают, что ты будешь спокоен
Для людей 40+ или даже старше 35 это уже не первый кризис. Но переживания в условиях мировой пандемии могут быть сложнее. Если в 2008 году один раз рухнуло и все начали восстанавливаться, то текущий кризис включает в себя неизвестное количество волн. Первая случилась в феврале-начале марта, потом в апреле, и кто знает, сколько еще таких «рухнуло» будет.
При этом подчиненные ожидают, что ты будешь спокоен. Каждому сотруднику важно понимать, что сейчас происходит с компанией. От этого зависит уровень его тревоги, а значит, работоспособность и продуктивность: работает ли он или находится в непродуктивных переживаниях. Умение формировать видение для сотрудников — чуть ли не ключевая компетенция лидера. Сегодня в условиях неопределенности руководители могут бояться задавать это видение из-за ответственности и нежелания создавать ложные ожидания: как я буду планировать, если не знаю, что произойдет в ближайшем будущем? Да, сценариев развития может быть больше одного, и об этом должен говорить лидер.
Сотрудники опираются на руководителя и нуждаются в его отеческом и материнском внимании. Они ожидают большей частоты контакта, большей эмпатии, коммуникации. При этом исходя из своей роли в рабочей иерархии, сотрудники, как правило, первыми не идут на коммуникацию. В условиях дистанционного общения особенно трудно руководителям, которые и в обычной жизни были не очень коммуникативными.