Угнаться за ростом: сколько бизнесу может стоить баг в разработке
Попытки успеть за рынком и быстро перевести продажи в онлайн часто приводят к ошибкам и росту стоимости разработки. О том, как диджитализация вскрывает неструктурированность бизнес-процессов, почему это тормозит разработку и что учесть перед запуском собственной интернет-площадки, рассуждает управляющий партнер Aero Владимир Синельников
В 2023 году российский e-commerce переживал бурный рост. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-ретейла увеличился почти на треть и составил 6,4 трлн рублей, а его доля в розничных продажах выросла с 11,6% до 13,8%. Кроме того, 67% опрошенных нами Retail Business Russia участников этого рынка прогнозируют активный рост онлайн-продаж в 2024 году, а по расчетам Data Insight, двузначные темпы роста сохранятся еще минимум в течение пяти лет — к 2027 году рынок вырастет до 15 трлн рублей.
На фоне активной диджитализации все больше компаний стремятся перейти в онлайн-ретейл, особенно те, кто планирует занять ниши, освободившиеся после ухода зарубежных игроков. Скорость играет большую роль в конкуренции, однако на практике не все компании оказываются готовы к быстрому запуску. Со стороны проблема может видеться в слишком медленной, дорогой и некачественной разработке, но зачастую она скрывается в непроработанных бизнес-процессах.
Диджитализация без подготовки
Решение развивать собственную онлайн-площадку нередко принимается на основе глобальных трендов и успешных кейсов других компаний. При этом немногие компании учитывают, как конкретно у них реализованы те или иные процессы.
Из-за растущих комиссий маркетплейсов крупные бренды постепенно переводят клиентов в собственные интернет-магазины. Например, Gloria Jeans в 2023 году увеличила продажи в своих онлайн-каналах вдвое и в следующие два-три года планирует сократить долю маркетплейсов до 10-15%. Очевидно, что в этом случае компании важно сохранить удобство для пользователей на таком же уровне, как они получают сейчас на маркетплейсах. Для этого необходимо автоматизировать все бизнес-процессы на пути клиента: от оплаты и доставки до возврата товара. Кроме того, развитие собственной площадки требует и больше ресурсов на разработку, особенно если процессы не организованы нужным образом.
Интернет-торговля активно идет в регионы. По данным АКИТ, в 2023 году доля Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга в общем объеме покупок сократилась с 37,1% до 33%, при этом на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке объемы онлайн-продаж выросли более чем на 40%. В связи с этим компании расширяют сети ПВЗ по всей стране — к примеру, Lamoda планирует увеличить в этом году число своих пунктов выдачи на 50% и довести их до 1200. Реализовать такую задачу можно только за счет грамотной автоматизации логистических процессов, однако на деле это бывает не так просто.