Учебная тревога: как говорить с детьми о трагедии в Казани
Нужно ли обсуждать с детьми трагедии, участниками которых становятся другие дети, — или это их только травмирует? И какие выводы из подобных ситуаций стоит сделать родителям? Разбираемся вместе с педагогом Инной Приборой
11 мая в казанской гимназии №175 произошла массовая стрельба — 19-летний Ильназ Галявиев убил девятерых (двух учителей и семерых учеников) и ранил еще 21 человека. Почти сразу в СМИ начали появляться сообщения о личности стрелка: в одних о нем говорят как о человеке тихом и неконфликтном, подвергавшемся буллингу, в других вспоминают плохое поведение и низкую академическую успеваемость. Пытаясь понять причины, побудившие Галявиева совершить преступление, обсуждают его отношения с родителями, медицинские диагнозы и даже роль государственной идеологии: все пытаются понять, как трагедия стала возможна.
Одновременно появляются предложения по предотвращению подобных ситуаций в будущем. В школах вводят дополнительные меры безопасности. Министерство образования Мурманской области составляет список «неблагонадежных» подростков. Совет Федерации предлагает усилить контроль над компьютерными играми. Председатель Госдумы Вячеслав Володин считает необходимым обсудить предложения «уйти от анонимности в интернете». А вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина обратила внимание на нехватку школьных психологов.
Что в этой ситуации могут сделать родители школьников?
Как говорить с ребенком о трагедии
Взгляните на свою реакцию. Для детей часто важен не сам информационный фон, а то, как на новости реагируют близкие взрослые. Да, в такие моменты нам всем сложно контролировать себя, но если мама с папой рвут на себе волосы, ребенок рискует получит дополнительную дозу паники.
Говорите с ребенком прямо, ориентируясь на его запрос. Дошкольникам, если они сами не задают вопросов, и вы знаете, что они не просидели целый вечер перед телевизором, можно не рассказывать о происходящем. Однако у человека в любом возрасте должна быть возможность делиться сомнениями и задавать вопросы. Порой ребенок может спрашивать одно и то же много раз. Это нормально: так некоторые дети обрабатывают информацию. Отвечайте прямо, не увиливая, но без кровавых подробностей.
Подростку дайте пространство для открытого разговора и возможности действовать. Подростки не столько нуждаются в вашей трактовке, сколько стремятся к разговору по душам. Спросите, как ребенок себя ощущает, что он думает по этому поводу. Выслушайте, даже если то, что он сообщает, вам не близко. Подумайте вместе, что можно сделать в этой ситуации.