Тысячи болезненных укусов: как ведут себя интернет-тролли и что чувствуют их жертвы
В издательстве «Бомбора» выходит книга «Я так не хотела» адвоката Кэрри Голдберг, которая специализируется на преступлениях в интернете — кибербуллинге, преследовании, шантаже и домогательствах онлайн. Forbes Woman публикует отрывки из главы, посвященной массовым атакам троллей.
Кэрри Голдберг работала в центре помощи людям, пережившим Холокост, пережила насилие и сталкинг, была на грани суицида, однако нашла в себе силы не только пережить травмирующие события, но и начать помогать другим. Она основала юридическую фирму, чтобы защищать людей, пострадавших от преступлений в интернете — кибербуллинга и порномести. Научилась устанавливать личности анонимных злоумышленников и находить законные основания для наказаний за ненасильственные (но по-настоящему ломающие пострадавшим жизнь) преступления. И написала о своем опыте книгу «Я так не хотела. Они доверились кому-то одному, но об этом узнал весь интернет. Истории борьбы с шеймингом и преследованием». В этом отрывке она размышляет о том, что заставляет интернет-пользователей толпой набрасываться на жертву, и рассказывает о случаях, когда их удалось призвать к ответу.
Есть много экспертов, которые, как и Сулер (Джон Сулер — психолог, опубликовал одно из первых исследований о влиянии анонимности на поведение в интернете. — Forbes Woman), указывают на анонимность как на главную движущую силу токсичного поведения в интернете. Но есть и другая точка зрения, которую стоит рассмотреть.
Некоторые эксперты утверждают, что тролли — это нечто большее, чем просто продукт их окружения. По их мнению, тролли, по сути, злы и склонны к жестокости даже тогда, когда не находятся в сети. Одно из самых громких исследований психологии троллей, проведенное Эрин Бакелс в 2014 году в Университете Манитобы, рассматривало возможную связь между поведением троллей и квартетом личностных черт, известных как «темная тетрада». Это зловеще звучащее созвездие моделей поведения — смесь маккиавеллизма, нарциссизма, психопатии и садизма. Другими словами, тот, кто проявляет темные черты, одержим собой, склонен манипулировать другими, лишен сочувствия и наслаждается причинением боли.
Исследователи обнаружили, что оценки темной тетрады были самыми высокими среди респондентов, которые назвали троллинг одним из своих любимых онлайн-занятий. Наибольшая корреляция была между троллингом и садизмом.
— На самом деле, — писали исследователи в журнале Personality and Individual Differences, — можно сказать, что интернет-тролли являются прототипами повседневных садистов... И тролли, и садисты испытывают ликование при виде страданий других людей.
Бывший профайлер ФБР и эксперт по технологиям Лиза Строман также отмечает явное сходство между поведением троллей и паттернами, которые она наблюдала у серийных убийц.
— Как только они видят первую кровь, то склонны все больше и больше расширять границы, — объяснила Строман в одном из интервью. — Это в некотором роде тот же самый менталитет — они испытывают восторг от возможности манипулировать другими людьми и причинять им боль.