Дело всей жизни
Ярославская область – лидер по количеству частных музеев в России: от маленьких с небольшими экспозициями до солидных, в несколько сот, и даже тысяч квадратных метров. В самых интересных из них побывала Елена Чуйкова.
Коллекции некоторых частных музеев восхищают не менее, чем государственных. За каждым таким объектом стоит судьба конкретного человека, который собирает и сохраняет произведения искусства, вкладывает душу и сердце в свое детище.
Музей имени Вадима Орлова
Музей представляет богатую коллекцию художественного фарфора частных заводов России XIX–XX веков, произведений чугунного художественного литья уральских заводов, русского и европейского столового серебра, а также русских самоваров.
А началось все с историй одного человека и одного дома, жизни которых в какой-то момент сошлись, словно две реки.
Вадим Орлов – коренной ярославец, промышленник, ученый, химик, человек, посвятивший всю свою жизнь производству технического углерода. С конца 80-х годов XX века он стал коллекционировать предметы русской старины и каслинского литья. Собрание предметов стремительно пополнялось и в какой-то момент перестало умещаться в домашнем и рабочем пространстве. Еще задолго до открытия музея началась профессиональная работа: описание экспонатов, систематизация, поиск помещения для коллекции, которая «просила место». Выбор пал на дом на Волжской набережной.
– Трогательный в своей неухоженности, беззащитный, дом взывал о помощи, – рассказывает директор музея Анна Орлова. – Вадим Юрьевич привел в порядок и само здание, и часть набережной, на которой оно расположено.
История дома, в котором разместился музей, впечатляет. Он был построен во второй половине XVII века, с тех пор сохранился великолепный сводчатый подвал. В 20-е годы XIX века дом полностью перестроили. В разные годы он был купеческим, доходным, домом общества врачей, больницей. Находился то в частном владении, то в государственном. Какое-то время он вовсе пустовал и обветшал. Стараниями Вадима Юрьевича и поддержкой завода, которым он руководил более 20 лет, дом снова ожил. Скоро ему исполнится 350 лет.