Топ-10 причин, почему религия полезна для здоровья
Обращал ли ты внимание на то, что заповеди самых разных религий чем-то похожи на советы, которые можно почерпнуть из стенганзет в поликлиниках? Как бы то ни было, а именно про это мы и написали статью.
Врачи-терапевты в глубине души наверняка завидуют древним пророкам. Ведь как удобно предстать в белых одеждах перед участковой паствой и возгласить: «А кто не сделает прививку от гриппа — нечист тот в глазах Господа!» Никаких тебе умоляющих брошюр и взывающих к совести плакатов: звонишь в колокола — и под хоругвями народ стекается на диспансеризацию. И надо сказать, пророки такой властью не злоупотребляли и вовсю сочиняли заповеди на благо пациентов. Некоторые из них, касающиеся гигиены и санитарии, хотя и были в свое время рассчитаны на кочевые условия полудиких народов, сохраняют актуальность и поныне.
Эпидемиологические службы
Карантин в понимании древних иудеев заключался в следующем: больному, которого посетил «цараат» (так назывались различные кожные заболевания — от экземы до проказы), приказывали убираться в пустыню и дохнуть там самостоятельно, о чем подробно повествуется в Книге Левит. Совесть свою иудеи очищали убеждением, что цараат просто так не насылается и достается только законченным грешникам (единственным исключением из этого правила оказался Иов, который «сидел на гноище в язвах» не из-за своих грехов, а по специальному решению Бога, желавшего проверить его смирение). Если по истечении какого-то времени больной выздоравливал, он имел право попросить осмотра у священника, который внимательно разглядывал тело пациента и, если не находил опасных язв, признавал его «очищенным».
Запрещенные к еде животные
Моисей дал очень четкие указания, каких птиц, рыб и зверей есть можно, а каких — ни в коем случае. И современные биологи подтверждают, что эти указания были направлены прежде всего на борьбу с вероятными пищевыми отравлениями, ибо предписания Моисея касались в основном животных-хищников, птиц-падальщиков и морских обитателей, которые могли быть потенциально ядовитыми. Пусть не любая рыба «без плавников или без чешуи» обязательно опасна, но точно известно, что ни одна рыба «с плавниками и чешуей» не является ядовитой, бьющей электричеством или носящей на своих зубах трупный яд.
Пост
Вот как описывает последствия полного голодания физиолог Павлов: «На третий день резко обостряется обоняние, фиксируется значительное улучшение зрения, скорость реакции еще не снижается, но мысли обретают удивительную ясность и четкость». Еще бы! Когда организму хочется есть, он мобилизует все свои силы, чтоб как можно быстрее и эффективнее найти еду, догнать ее, убить и съесть. Нет ни одной религии (от племенных ритуалов малочисленных полудиких племен до мировых религий), в которой посту не отводилось бы весьма почетное место, именно благодаря вышеописанным последствиям этого действия. Ясность мысли, ощущение покоя и одновременно внутреннее возбуждение, гордость за свою силу воли и повышенная чувствительность в этот момент многими воспринимаются как благословение, откровение или очищение.
При этом религиозные посты удивительно точно совпадают по требованиям с рекомендациями современных физиологов, даже не таких радикальных, как, например, академик Амосов, которые не рекомендуют полный длительный отказ от пищи — скорее, это частичное голодание, отказ от животных белков и сахара и ограничение количества пищи по сравнению с обычным.
Свежий воздух
Так ценимый современными врачами свежий воздух игнорировался большинством религий, кроме одной — буддизма. Будда Гаутама неоднократно называл его лучшим лекарством от любых болезней духа и тела и зашел в своих рассуждениях столь далеко, что рекомендовал всем своим последователям вообще не иметь дома, а проводить свою жизнь в странствии и движении, ночуя под открытым небом.
Мытье
Иудаизм с симпатией относился к чистоте; христианство на правах учения, спасающего не тело, а душу, практически игнорировало этот вопрос. Абсолютным лидером в вопросах личной гигиены, безусловно, является ислам. Судя по всему, пророк Мохаммед был фантастически брезгливым для своего времени человеком: ему становилось плохо от запаха грязного тела, от вида мочи и крови, он не мог разговаривать с людьми, у которых пахло изо рта, он ненавидел неопрятную одежду, шерсть животных и людей, которые, посетив отхожее место, шли к нему обниматься, не вымыв руки. Как мог, он пытался воспитать своих последователей: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей, — говорил он. — Мыть голову и тело раз в неделю — долг каждого мусульманина перед Аллахом».