«Титаник» здорового человека: история гибели лайнера почти со счастливым концом
День 26 июля 1956 года мог стать одним из самых черных в истории пассажирского судоходства, но удачное стечение обстоятельств позволило избежать трагедии и свело к минимуму последствия череды роковых случайностей
Многие кораблекрушения происходят не из-за буйства стихии, а в результате сочетания нескольких факторов, которые в совокупности отправляют на морское дно «непотопляемые» суда. Нечто подобное случилось с «Титаником» в апреле 1912 года. Спустя 44 года его судьбу повторил другой роскошный лайнер, но, к счастью, почти все его пассажиры были спасены.
Участники событий
В июне 1951 года в Генуе был спущен на воду трансатлантический лайнер «Андреа Дориа» судоходной компании Italian Line. 213-метровый пассажирский корабль, названный в честь генуэзского адмирала XVI века, отличался повышенной комфортабельностью и мог принять на борт почти 1250 пассажиров. В январе 1953 года лайнер совершил свой первый рейс из Генуи в Нью-Йорк. Облик, выделявший «Андреа Дориа» на фоне других пассажирских судов того времени, и его роскошное убранство привлекли большое внимание: в каждом рейсе лайнер был загружен почти полностью.
Утром 17 июля 1956 года «Андреа Дориа» отправился в свой 51-й рейс в Нью-Йорк. Лайнер вышел из Генуи, а затем зашел в Канны и Неаполь, чтобы принять на борт новых пассажиров. Последнюю остановку перед выходом в Атлантический океан лайнер сделал в Гибралтаре. Когда «Андреа Дориа» взял курс на Нью-Йорк, на его борту находилось 1706 человек (1134 пассажира трех классов и 572 члена экипажа).
К 25 июля «Андреа Дориа» был уже недалеко от побережья США. Около полудня в этот день из гавани Нью-Йорка вышел пассажирский лайнер «Стокгольм» компании Swedish American Line. Этот построенный в 1948 году корабль был почти вдвое меньше «Андреа Дориа». В тот день «Стокгольм» отправился в свой 103-й рейс из Нью-Йорка в шведский Гетеборг. На его борту находилось 534 пассажира и 208 членов экипажа (742 человека). Этот корабль был рассчитан на плавание в северных широтах, и его ледокольная носовая часть имела усиленную конструкцию, что сыграло немалую роль в разыгравшейся через несколько часов трагедии.
Туман и прочие неприятности
Через несколько часов после отплытия из Нью-Йорка «Стокгольм» шел привычным курсом южнее острова Нантакет со скоростью около 33 км/ч. При этом ради экономии времени лайнер двигался севернее, чем было рекомендовано пассажирским судам, курсирующим из США в Европу. Опытный капитан «Стокгольма» Гуннар Норденсон отдыхал, а на мостике дежурил его третий помощник Йохан-Эрнст Карстенс-Йоханнсен, для которого эта вахта была первой самостоятельной вахтой в карьере.
Если «Стокгольм» шел на восток в ясную погоду, то приближавшийся к нему «Андреа Дориа» попал в сильный туман. Несмотря на это, капитан Пьеро Каламаи лишь немного снизил скорость лайнера (с 43 до 40 км/ч), чтобы не отстать от графика. В соответствии с правилами судоходства в условиях низкой видимости «Андреа Дориа» подавал гудки, а команда корабля задраила водонепроницаемые переборки между отсеками.
В наступивших сумерках два корабля шли встречными курсами и быстро сближались. Они не обменивались сообщениями, но были видны друг другу на установленных в рубках радарах. Однако в ту пору радары были далеки от совершенства, поэтому на обоих кораблях плохо представляли реальное расстояние до другого лайнера и его курс. Из-за тумана «Андреа Дориа» не был виден с мостика «Стокгольма», который приближался к покрытому туманом району океана.