Шесть проектов поездов, которым не суждено было воплотиться в жизнь

Вокруг светаИстория

Просьба выйти из вагона: 6 транспортных проектов, которые так и не изменили мир

Когда-то создатели этих средств передвижения обещали совершить переворот в наших представлениях о транспорте. Не получилось

Никита Харчевников

Пневматическая подземная дорога Бича

Самый передовой и модный проект транспорта сегодня — Hyperloop Илона Маска: поезд, на огромной скорости мчащийся по трубе, из которой откачали воздух. Вернее, поезд, который однажды промчится по такой трубе. Может быть. Не исключено, что Hyperloop постигнет та же судьба, что и его предшественников в деле экономичного и удобного перемещения пассажиров и грузов на большие расстояния. Когда-то создатели этих средств передвижения обещали совершить переворот в области транспорта, но в итоге их детища либо добрались только до стадии демонстрационной модели, либо до полноразмерных испытательных треков. «Вокруг света» вспоминает шесть таких проектов.

Впервые идея транспортировать грузы не просто по дороге, а по направляющим появилась в Древней Греции: еще в VI веке до нашей эры там перетаскивали через Коринфский перешеек корабли — по желобам, смазанным жиром. Аналогичные решения применялись и позднее, а вот первые железные дороги в привычном для нас понимании появились много столетий спустя — в Великобритании начала XIX века, вскоре после изобретения паровых машин.

У железнодорожного транспорта есть ряд преимуществ: меньшая зависимость от погодных условий, чем, скажем, у обычных дорог, возможность поездов развивать более высокую скорость по сравнению с автомобильным транспортом при сохранении устойчивости, бóльшая грузоподъемность и так далее.

Вскоре после рождения первых железных дорог появились и идеи по их усовершенствованию: повышение скорости движения (за счет снижения трения между колесами и путем применения более эффективных двигателей и снижения сопротивления воздуха, которое тормозит локомотив и вагоны) и увеличение объема транспортируемых грузов (за счет роста грузоподъемности и длины составов). Все представленные ниже проекты были призваны решать или одну из этих проблем, или обе одновременно.

Пневматическая подземная дорога Бича

(Beach Pneumatic Underground Railway)

Экологически чистой и технологически продвинутой альтернативой конной тяге и сжиганию угля в топке в середине XIX века для приведения в движение вагонов на рельсах мог бы стать, как предполагали изобретатели, сжатый воздух (об экологии тогда особенно не задумывались): в герметичной трубе, полагали они, следует создать разряжение или, наоборот, напор воздуха, которое и будет двигать состав. Такая транспортная система должна была бы напоминать сильно увеличенный в размерах канал пневмопочты — к тому времени это изобретение парового века успешно действовало в Лондоне (с 1853 года), а также в Париже, Вене, Берлине (с 70-х годов XIX века).

Спустя несколько лет после открытия в Лондоне первого в мире метро в Нью-Йорке, тогда уже одном из самых густонаселенных городов, тоже стали задумываться о создании удобного городского общественного транспорта. А тут как раз представил свой проект Альфред Элай Бич — изобретатель, ученый и заодно издатель существующего по сей день журнала Scientific American. Бич предложил прорыть туннели под улицами города и перемещать по ним вагоны с пассажирами под действием потока воздуха, создаваемого огромными компрессорами. Чтобы показать, что такой проект осуществим, изобретатель соорудил небольшую демонстрационную модель, а затем, сделав вид, что прокладывает линии пневмопочты под Бродвеем, построил в 1870 году и полноразмерный экспериментальный участок пути длиной приблизительно сто метров. По дороге курсировал один вагон вместимостью 22 пассажира — в одну сторону его толкал набегающий поток воздуха, а чтобы переместить вагон в обратном направлении, компрессор работал на высасывание воздуха из туннеля — как пылесос.

Успех пневматической транспортной системы Бича был колоссальным: за первые два года вагон перевез больше 400 000 пассажиров. Впрочем, и цена проекта оказалась астрономической: строительство 95-метрового туннеля диаметром 2,4 метра, вагона, богато украшенной небольшой станции и системы нагнетания и разряжения воздуха обошлось не менее чем в 350 000 долларов (для сравнения: рабочий в те годы получал около 90 центов в день, дюжина яиц обходилась в 20 центов, а билет на пневмопоезд стоил 25 центов). Казалось, у дороги Бича большое будущее, но в 1873 году разразился финансовый кризис, который и поставил крест на дорогом и сложном в исполнении проекте. Туннель и станцию со временем разобрали, а вагон сдали в металлолом.

Шаропоезд Ярмольчука

В 1924 году юный (26 лет) работник Курской железной дороги Николай Ярмольчук придумал новейшее средство скоростной перевозки пассажиров — шароэлектролотковый поезд. По замыслу изобретателя, поезд должен был состоять из обтекаемых цилиндрических вагонов, опирающихся спереди и сзади на два огромных, в человеческий рост, колеса, каждое из которых представляло собой шар, от которого отпилили бока. Внутри колес предполагалось разместить электродвигатели. Ехать состав должен был по желобу, накреняясь на поворотах, а затем возвращаясь в вертикальное положение, как ванька-встанька, со скоростью до 300 км/ч. Правда, для того чтобы составить близкий к реальному проект, Ярмольчуку пришлось выучиться сначала в МВТУ (сегодня МГТУ им. Баумана), а затем в МЭИ. Наконец в 1931 году проект был составлен и представлен советскому правительству, и вскоре начались работы по созданию вагонов (вначале моделей диаметром меньше метра) и трехкилометрового кольца в районе станции «Северянин» Ярославской железной дороги. Больше того, в августе 1933-го Совнарком принял постановление: «О строительстве опытной железной дороги по системе Ярмольчука Н.Г. в направлении Москва — Ногинск».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Самые большие города мира — нет, это не Москва или Нью-Йорк Самые большие города мира — нет, это не Москва или Нью-Йорк

Топ-5 мегаполисов. Самые населенные города

Playboy
«Право на ребенка»: какие этические вопросы вызывает суррогатное материнство «Право на ребенка»: какие этические вопросы вызывает суррогатное материнство

Отрывок из книги «Сделай меня точно. Как репродуктивные технологии меняют мир»

Forbes
Трави заранее! Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье Трави заранее! Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье

Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье

4x4 Club
Понять китайца Понять китайца

Мир тут с изумлением обнаружил, что Китай богат, тоталитарен и своенравен

Maxim
«И тут я подумал: а что если в этой давке включить бензопилу?» «И тут я подумал: а что если в этой давке включить бензопилу?»

Случаи, книги, картины и разговоры, из которых получились сюжеты великих фильмов

Weekend
В поисках бессмертия: долгожители мира животных В поисках бессмертия: долгожители мира животных

Обрести эликсир вечной молодости — давняя мечта человека

Вокруг света
«Начинка» для авто: как были изобретены некоторые автомобильные опции «Начинка» для авто: как были изобретены некоторые автомобильные опции

Некоторые автомобильные опции были плодом творчества людей из самых разных стран

Вокруг света
Личный квартирай. Евгения Некрасова: «Домовая любовь» Личный квартирай. Евгения Некрасова: «Домовая любовь»

Отрывок из первого рассказа сборника Евгении Некрасовой

СНОБ
Броненосцы: рыцари в круглых латах Броненосцы: рыцари в круглых латах

Испанские конкистадоры удивились, встретив в Южной Америке животных в броне

Вокруг света
До скорой встречи. Прощальный секс и 5 степеней желания До скорой встречи. Прощальный секс и 5 степеней желания

Прощальный секс — это секс с бывшим, но не всякий секс с бывшим — прощальный

СНОБ
«Электронная почта стала торговым центром»: зачем компании присылают так много спама и почему остаётся только смириться «Электронная почта стала торговым центром»: зачем компании присылают так много спама и почему остаётся только смириться

На ящик всё ещё приходят десятки рекламных сообщений в неделю

VC.RU
7 неявных признаков обезвоживания 7 неявных признаков обезвоживания

Признаки, которые на него указывают на обезвоживание

Psychologies
Настоящий детектив: как сменить МВД на IT Настоящий детектив: как сменить МВД на IT

Как перейти из правоохранительных органов в сферу информационных технологий

Inc.
Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции

Люди так увлеклись технологиями нового тысячелетия, что забыли о традициях

Вокруг света
Лучшие фильмы, чтобы посмотреть в пятницу, 13-е Лучшие фильмы, чтобы посмотреть в пятницу, 13-е

Фильмы про ужасный уикенд, которые ты мог пропустить!

Maxim
3 способа перестать заедать проблемы 3 способа перестать заедать проблемы

Когда все вокруг кажется унылым, один из первых импульсов — съесть что-нибудь

Psychologies
Надежные руки: как избежать войны между наследниками Надежные руки: как избежать войны между наследниками

Почему в российских условиях так трудно передать бизнес по наследству?

Forbes
Анна Ахматова Анна Ахматова

Поэтесса, умерла 5 марта 1966 года в возрасте 76 лет

Esquire
Токсичная подруга: 6 типов девушек, от которых тебе стоит держаться подальше Токсичная подруга: 6 типов девушек, от которых тебе стоит держаться подальше

Есть нюанс: некоторые женщины с тобой вовсе не дружат. Они тобой манипулируют

Cosmopolitan
Технологии российского кино, которые удивили мир Технологии российского кино, которые удивили мир

Стремительный технологический прорыв совершили четыре российских фильма

Популярная механика
Находки в сарае: 7 редких авто, которые обнаружили чисто случайно Находки в сарае: 7 редких авто, которые обнаружили чисто случайно

Редкие авто, которые были забыты в старых горожах

РБК
ПДД для колесниц: краткая история колесного транспорта ПДД для колесниц: краткая история колесного транспорта

Сколько человек нужно, чтобы безопасно вести машину?

Вокруг света
«Жизнь такая сложная!»: как сделать ее проще «Жизнь такая сложная!»: как сделать ее проще

Когда «все сложно», надо упрощать

Psychologies
Свадьбы и суды: как живут экс-жены Путина, Потанина и других россиян во власти Свадьбы и суды: как живут экс-жены Путина, Потанина и других россиян во власти

Как сложилась жизнь бывших жен российских госслужащих

Cosmopolitan
Эффект наследия Эффект наследия

Повысить рентабельность молочной отрасли поможет развитие местной генетики

Агроинвестор

В российский прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет»

Esquire
Конкуренты окрошки: 5 холодных супов из Азии, Америки и Африки Конкуренты окрошки: 5 холодных супов из Азии, Америки и Африки

Холодные супы в жаркое время года готовят в Индии, Корее, США и других странах

Вокруг света
Уравнение с известными. Как перестать беспокоиться и начать переезд Уравнение с известными. Как перестать беспокоиться и начать переезд

Как облегчить переезд?

СНОБ
Секс на твоей территории: 6 нюансов, о которых стоит подумать заранее Секс на твоей территории: 6 нюансов, о которых стоит подумать заранее

Собираешься пригласить девушку к себе? Несколько советов, как подготовиться

Playboy
Открыть в приложении