«Текущие финансовые реалии — это набор правил для стариков»: на чём зарабатывает финтех-гигант Джека Ма Ant Group
В 2020 году власти Китая остановили IPO Ant Group, из-за чего компанию покинул гендиректор Саймон Ху и другие сотрудники. Что происходит с Ant Group и чем она так важна для страны — в пересказе материала The Generalist.
В ноябре 2020 года власти Китая остановили процедуру проведения IPO финансового холдинга Ant Group, принадлежащего Джеку Ма. До этого в обращении к будущим акционерам Ма поделился грандиозными планами компании.
Финансовая система Китая всё время пыталась догнать Европу и США. Но только то, что систему используют в США или Европе, не значит, что она автоматически становится актуальной.Нам необходимо создать системы будущего. Текущие финансовые реалии — это набор правил для стариков. Джек Ма, основатель Ant Group
Ма отметил, что Китай хочет быть в авангарде финансовых инноваций — и Ant Group может стать одним из лидеров. В качестве примера The Generalist сравнивает китайский платёжный сервис Alipay с PayPal.
В 2019 году американская компания обработала платежей на $719 млрд. За это же время Alipay обработал $17 трлн только в материковом Китае.
Если в ходе IPO Ant Group привлечёт планируемые $34,5 млрд, то уже в первый день компания достигнет оценки в $313,3 млрд. Это позволит ей обойти по капитализации таких гигантов, как: — PayPal — $230 млрд; — JP Morgan — $297,3 млрд;— Citigroup — $87,4 млрд; — Goldman Sachs — $65,2 млрд;— Bank of America — $203,4 млрд.
Такая капитализация не может держаться только на обещании совершить революцию финансовой системы, пишет The Generalist.
За этой суммой стоит мощная структура Ant Group, её влияние на финансовую сферу Китая, финансовые результаты и глобальные риски.
Роль Ant Group в развитии цифровых платежей в Китае
Первой попыткой Ма развить интернет-предприятие стал каталог China Pages, который не принёс прибыли. Следующей пробой в 1999 году стал маркетплейс Alibaba, на основание которого Джек собрал с семьи и друзей около $60 тысяч.
Финансовая экосистема Китая в 2000-х годах была в плохом состоянии, пишет The Generalist. Платёжная система UnionPay только зарождалась, клиринг и транзакции занимали много времени.
Кредитные линии были доступны только крупным предприятиям с подтверждёнными документально схемами выплат. Физлица могли обращаться за займами только к уличным ростовщикам и мелким банкам — и было легко попасть на мошенников.
В это время на рынок вышли решения Alipay, которые вовлекли покупателей, средний и малый бизнес в глобальную экономическую сферу. Alibaba нуждалась в надёжных способах вести расчёты — и в этом помог платёжный сервис, который попутно совершил финансовую революцию в Китае, отмечает издание.
В первой версии Alipay можно было оплачивать товары в онлайне и получать их при личной встрече. Но люди не хотели рисковать средствами, опасаясь мошенников. Тогда сервис предложил пользователям простую схему эскроу — деньги за сделку замораживались на счёте потребителя и списывались только после получения товара от продавца.
Сервис стал платёжным шлюзом, позволяющим клиентам легко открывать цифровой кошелёк, проводить быстрые платежи и оплачивать коммунальные услуги. Эти функции находились в отдельном суперприложении, которое позволило заводить на своей архитектуре сторонние «мини-приложения».