Тайна «кофейного короля»: что привело к гибели бизнесмена, который научил Индию пить кофе
Сын плантатора создал крупнейшую в Индии сеть кофеен, научил традиционно «чайную» нацию пить кофе и стал миллиардером. Он вдохновлялся историей Starbucks — гиганта, с которым ему потом пришлось конкурировать на родном рынке. Агрессивное развитие бизнеса довело его до долгов и распродажи активов. В конце июля бизнесмен пропал без вести, а через два дня был найден мертвым. Forbes рассказывает историю Ви Джи Сиддхартхи, «кофейного короля» Индии.
Основатель крупнейшей в Индии сети кофеен Cafe Coffee Day (CCD) Ви Джи Сиддхартха пропал вечером 29 июля. Он попросил своего водителя высадить его у реки и пошел прогуляться. Когда он не вернулся и не ответил на звонки, водитель обратился в полицию, пишет Bloomberg.
Поисковая операция продолжалась почти два дня. 31 июля полиция сообщила, что местный рыбак обнаружил тело бизнесмена. Обстоятельства его смерти не уточнялись.
«Робин Гуд» с кофейной плантации
Сиддхартхе было 59 лет. Он вырос в Карнатаке — сельскохозяйственном штате на юго-западе Индии, где его семья выращивала кофе с 1870 года. В юности он собирался стать военным, но провалил экзамен в академию.
Вместо армии Сиддхартха оказался в экономическом колледже, где увлекся левыми идеями. «Я думал, что должен стать Робином Гудом — красть у богатых и отдавать бедным, — с улыбкой будет рассказывать он много лет спустя. — Но потом я понял, что в этой стране нет денег — нечего грабить, экономика такая маленькая. Так что я сказал: «Ладно, пойду в бизнес».
Вместо того, чтобы раздавать богатства, это богатство нужно создать, понял он. В 1983 году 23-летний Сиддхартха получил от скептически настроенного отца стартовый капитал — 750 000 рупий (около $10 000), сел в автобус и уехал с семейной плантации в Бомбей. Он хотел научиться торговать на фондовом рынке и устроился в инвесткомпанию JM Financial & Investment Consultancy. В интервью Forbes позднее Сиддхартха рассказывал, как в первый рабочий день поднимался на шестой этаж пешком, потому что боялся застрять в лифте — до этого ему никогда не приходилось им пользоваться.
Сиддхартха утверждал, что ему потребовалось полтора года, чтобы освоить трейдинг. «Если я утром начинал с $1000, то к концу торгового дня зарабатывал $3000», — говорил он. Накопив капитал, он вернулся в родной штат и осел в его столице — Бангалоре, где открыл собственный брокерский офис. Там же Сиддхартха женился — на дочери местного чиновника Соманахалли Маллайи Кришне, который впоследствии станет министром иностранных дел Индии.
Осознавая риски спекулятивной торговли, Сиддхартха диверсифицировал активы, направляя часть заработанного на рынке в хорошо знакомый ему с детства бизнес — выращивание кофе.
В то время торговля кофе в Индии была монополизирована государством. Производители должны были продавать весь урожай регулятору в среднем по 35 центов за фунт. Мировые цены тогда составляли в среднем $1,2 за фунт. «Это был огромный белый слон, который никак не защищал интересы производителей», — рассказывал Сиддхартха.
«Кофейный король»
Частный бизнес был допущен к экспорту кофе в середине 1990-х во время либерализации индийской экономики. Сиддхартха основал компанию Amalgamated Bean Coffee Trading Company (ABC), чтобы продавать зерна со своих и чужих плантаций.
В 1994 году из-за неурожая в Бразилии оптовые цены на кофе взлетели до $2. Сиддхартха отгружал кофе по более низкой стоимости и получил заказы на 4000 тонн. «Каждый заказчик думал, что я откажусь, но я говорил, что не нарушу своего слова», — говорил Сиддхартха. Его старания окупились: два года спустя ABC стала вторым по величине экспортером кофе в Индии.