Строители пирамид. Как распознать финансовую ловушку
Казалось, со времен МММ прошло достаточно времени, чтобы «сменилась реальность». Выросло поколение, существенно более грамотное в финансовом отношении, чем их родители. Но и на них нашлись свои методы. И подходы строителей новых пирамид не меняются
Наверное, если и есть что-то неизменное в нашем стремительно меняющемся мире, так это стремление к легкой наживе. Растет уровень образования, информация становится все доступнее, но стоит только рассказать про поле, где произрастают золотые деревья — и обязательно найдутся желающие закопать там свои деньги. Спрос всегда рождает предложение. Поэтому и остаются в веках наряду с египетскими пирамидами пирамиды финансовые.
На протяжении веков их основной принцип сохраняется — выплата дивидендов вкладчикам первой волны за счет поступлений от вкладчиков второй — но при этом пирамидальные финансовые структуры, направленные на «относительно честный отъем денег у населения», демонстрируют прекрасную способность соответствовать запросам эпохи.
Пирамиды триумфально шествовали по всем странам и эпохам — от куртуазной «Миссисипской компании» Д. Лоу (XVIII век) до чопорно-респектабельной фирмы Мадоффа. Не миновали они и Россию. Классикой жанра можно считать МММ, возникшую на волне увлечения заряженной водой, Макдональдсом, свободным рынком и прочими атрибутами «нового мира». Эта пирамида полностью отвечала требованиям времени — сулила неясные, но радостные перспективы, гарантировала появление денег из ничего, легкое богатство без труда. При этом клиентов не интересовали такие «мелочи» как отчетность и бизнес-планы. Хватало радостного Лени Голубкова, объясняющего завороженной аудитории, что они все «не халявщики, а партнеры». Что ж, отчасти так оно и было. Именно новые вкладчики невольно становились «партнерами» предыдущих, финансируя причитающиеся им дивидендные выплаты. Многие шли по этому пути, и всем хватало готовых поверить в любую сказку «партнеров» — «Хопер-Инвест», «Гермес», «Русский дом селенга», и многие-многие другие...
За прошедшее время пирамидальные структуры были неплохо изучены как финансистами, так и правоохранительными органами, которые выявили у них ряд общих признаков.
Во-первых — широкие обещания. Нельзя скупиться на перспективы для вкладчиков. Доходность финансовой пирамиды просто обязана быть выше средней по рынку, иначе вкладчик предпочтет более проверенные объекты вложения.
Во-вторых, максимально активная реклама. Мало просто обещать, необходимо довести эти обещания до предельно возможного количества потенциальных клиентов. Рекламные материалы должны литься, что называется, из каждого утюга. Это прекрасно понимал еще Джон Ло, рекламировавший свою Миссисипскую компанию, устраивая костюмированные шествия будущих колонистов, на которые сбегался поглазеть весь Париж. А когда один из аристократов потребовал обменять на золото целую телегу ассигнаций, Ло полностью опустошил хранилище своего банка, но выполнил обязательства. И, разумеется, постарался, чтобы об этом узнал весь Париж. Целые толпы стекались, чтобы посмотреть на целые телеги с золотом, выезжающие из ворот Королевского банка. У кого после этого могли остаться сомнения в надежности предприятия? Создатель другой знаменитой пирамиды Чарльз Понци, в свою очередь, действовал в современном