«Спенсер»: кинокартина о принцессе Диане и ее пути к свободе
Более четверти века жизнь и особенно смерть принцессы Дианы не оставляют равнодушными миллионы людей. Любить ее легко: искреннюю, чувствующую и настоящую. Жить так, как Диана, — большое испытание. За эти годы принцесса Уэльская стала символом отваги, прогресса и верности себе. Именно это и запечатлел режиссер Пабло Ларраин в фильме «Спенсер».
Кинолента описывает личный кризис и смятение Дианы, ее историю преодоления и освобождения. Метафоры, образы, режиссерские приемы — все это делает опыт главной героини понятным, созвучным опыту многих из нас, кто проходил сквозь тяжелые испытания.
Смещенная временная перспектива
Не буквально, но метафорически время для Дианы и ее окружения течет по-разному. Сама героиня в разговоре с детьми отмечает, что для королевской семьи настоящее и прошлое слиты, для нее же традиции и условности выглядят искусственными, она стремится быть живой и настоящей здесь и сейчас.
Ее желание разбивается о жестокую реальность: муж ей неверен, а окружение ненадежно. Принадлежность к королевской семье не освобождает ее, но накладывает ряд ограничений, вплоть до абсурдных. Пример тому — сшитые воедино шторы в ее спальне, чтобы журналисты могли видеть только ее официальную, «правильную» сторону жизни (а есть ли у нее другая?).
Оказываясь близ дома своего детства, она блуждает: и буквально на дороге, и в собственных чувствах. То, что раньше было родным и знакомым, больше не видится таковым, связь с прошлым будто обрывается. Такой мы видим принцессу Диану в начале картины — потерянной.
В работе Филипа Зимбардо, Ричарда и Розмари Сворд «Время как лекарство» авторы замечают, что травма может изменять восприятие времени, искажать его перспективу. Человек застревает в проживании ранящей ситуации, теряя из виду позитивный образ будущего. Цель терапии в этом случае — выравнивание баланса. Становится возможным жить в настоящем с опорой на прошлое и надеждой на хорошее будущее.