Совместный сновидческий процесс
Как сейчас выглядит нейрогенеративное искусство и что с ним будет дальше
Когда работаешь с новостями науки, иллюстрации — это сложно. Ладно еще, когда речь о каком-то наглядном поведенческом эксперименте. Но когда у тебя доказательство математической теоремы или демонстрация тонкого эффекта из области квантовой химии, где в качестве иллюстративного материала в лучшем случае графики — приходится думать. Думать долго и отчаянно. Так что когда разработчики нейросетей начали сначала делиться успехами своих детищ в живописи, а после запустили сервисы нейрогенерации изображений мы, конечно, очень обрадовались. Но простая генерация картинок в ответ на набор слов — это еще не очень интересно. Поэтому мы пошли к Илье Яцкевичу и Алексею Устьянцеву, которые занимаются нейрогенеративным искусством, чтобы они попробовали себя в роли иллюстраторов научных новостей — а потом поговорили с ними о том, как меняют их работу рисующие машины.
[N + 1]: Генерация изображений при помощи нейронки, это что? Уже отдельное художественное направление? Или все люди, которые занимаются изобразительным творчеством, просто сейчас осваивают новый инструмент?
[Илья]: Сейчас в твиттере и инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) многие стонут: «о боже, нет, они заменяют художников!» [мы говорили с Ильей и Алексеем еще 24 августа — прим. N + 1]. Ну, так-то слава роботам, конечно. И определенные подвижки на рынке труда в связи с этим произойдут. Грубо говоря, если ты не можешь делать что-то подобное — это проблема. Но в любом случае человеческая роль во всем этом остается. Потому что человек делает это с пониманием идеи, контекста. Он корректирует промпты, настраивает их в соответствии со своей задумкой, со своим представлением о предмете — особенно когда мы говорим о весьма абстрактных научных образах. Да и, в конце концов, он потом ретуширует это и собирает вместе.
[N + 1]: А ты можешь всю цепочку описать? Не только применительно к нашей конкретной истории с заголовками, а вообще.
[Илья]: Я, например, работаю сейчас над клипом Дельфина и мы используем нейросетки для того, чтобы дать какие-то общие референсы, направление, настроение. То, ради чего я раньше ковырял бы пинтерест на протяжении многих часов. Сейчас на это уже не уходит так много времени. Получается где-то конкретнее, где-то интереснее.
[N + 1]: То есть ты начинаешь предпочитать такую технику всем остальным сценариям, она заменяет прошлые привычки?
[Илья]: Ну, я по-прежнему смотрю пинтерест, я по-прежнему люблю рисовать руками, но это все удачно дополняет мою практику.
[Алексей]: Давай я добавлю. Нейросетки очень полезны, в первую очередь, когда тебе нужно очень быстро получить очень большое количество материала. То есть у тебя появилась идея, ты забиваешь два предложения и получаешь кучу всего. За это время ты раньше успел бы только пинтерест открыть и первые две картинки полайкать. А когда тебе нужно что-то человеку показать и объяснить, это очень удобно.
[N + 1]: Ага, плюс это ровный результат — получаешь много и оно все какого-то одного качества.
[Алексей]: Ну, одного стиля... Насчет качества не уверен.
[Илья]: Во-первых — да, конечно, в среднем по больнице качество абсолютно ровное. Но помимо этого есть еще прекрасные случайности, которые происходят достаточно часто. Картинки, которые выбиваются из ряда себе подобных. Как правило, именно такие случайности я и предпочитаю использовать. То есть у тебя помимо массы качественного материала есть еще какие-то классные штуки, которые в процессе возникают.
Смотри, вот мы с Лешей придумали историю про планету после многих техногенных катастроф, где вдобавок ко всему появился какой-то загадочный красный туман, который придал людям необычные возможности — в общем, у нас есть сеттинг. В рамках этого сеттинга у нас появляются персонажи: они всплывают из вопросов о том, как выглядит это, как выглядит то. У меня есть представление о том, как это выглядит, какой-то [общий] силуэт:
И я иду с ним в одну нейросетку, пробую его сгенерировать там, может быть рисую вручную:
Потом иду в другую — и быстро генерирую большое количество деталей, которые позволяют мне описать форму этого силуэта максимально выразительно и насытить его деталями.
И вот на стыке такого человеческого и машинного творчества получаются прикольные вещи:
[N + 1]: Хорошо. Давай к следующему. Вот есть новый инструмент, плюс какие-то навыки, необходимые для того, чтобы им пользоваться. Есть ли уже какая-то базовая матчасть, которую нужно освоить, чтобы всерьез стать таким нейроартистом?
[Илья]: Когда это все начиналось, это было просто быстро развивающееся сообщество. Люди учились друг у друга, анализировали промпты друг друга и получали что-то новое. Сейчас уже есть коллосальное количество материалов, которые описывают эту всю промпт-инженерию как дисциплину своего рода. Есть синтаксис, есть ключи, которые позволяют влиять на стилистику изображения. И так далее. Более того, у меня в одной из коллаб запущена отдельная нейросетка, которая разбирает картинки на промпты.
[N + 1]: То есть ты кормишь ей картинку, а она тебе говорит, каким промптом ее можно получить?
[Илья]: Да. Реверс-инжиниринг уже есть. Словари промптов уже есть. Какие-то интерфейсы на эту тему, кроме текстовых, уже появляются. Все это развивается очень быстро.
[N + 1]: А ты в целом себе представляешь, что у нее под капотом там? Или ты просто как артист с этой штукой взаимодействуешь?
[Илья]: Нет, я с ней взаимодействую чисто как чувак, который кнопочки нажимает. У меня есть примерное представление о том, как это работает. Я понимаю, что в ней там два логических модуля, один занимается этим, второй тем. Я понимаю, как происходит диффузия, как картинка восстанавливается из шумов. Я могу запустить какой-нибудь код в какой-нибудь коллабе. Немножко его подправить — тоже могу. Хотя не очень люблю.
[N + 1]: И тебе это, в общем, не надо? То есть ты не оказываешься в ситуации, когда ты такой — блин, ну тут с кодом надо работать, я мимо? Просто вот работающий черный ящик и все хорошо, я умею с ним взаимодействовать на уровне промптов, я осваиваю и развиваю искусство взаимодействия с этими машинами.
[Илья]: В принципе, да. Но есть отдельные инструменты, которые все еще требуют работы с кодом. Сейчас я участвую в альфа-тестах еще одного такого сервиса. Они делают классное рабочее пространство с многоуровневой структурой. Ты перетаскиваешь в свое рабочее пространство разные нейросетки, подключаешь их друг к другу, как в DaVinci или Blender. И скармливаешь результат одной генерации в другую. Это дает кучу неожиданных и интересных результатов.
[N + 1]: А, они атакуют продукт друг друга?
[Илья]: Ну можно и так сказать. Я могу взять своего персонажа, при помощи одной нейросетки убрать у него фон, при помощи второй преобразовать его в 3D и потом при помощи третьей его как-то стилизовать.
[N + 1]: Окей. Давай теперь вдоль галереи с нашими заголовками пойдем. Что там происходило и как? Вот у тебя был список, что ты пошел с ним делать?
Мы отправили Илье с Алексеем список типичных новостей, с иллюстрацией к которым, на наш взгляд, человеку не так просто справиться:
- Бозе-конденсат из атомов рубидия в оптическом резонаторе
- Оптогенетический инструмент для управления экспрессией белков
- Новый путь синтеза пребиотических кислот
- Углеродный ремень закрутился в ленту Мебиуса
- Веселящий газ позволил получать фенолы каталитически
- Топологически хиральный молекулярный узел
- Кластерные полиоксометаллаты собрались в двумерные пористые структуры
- Астрономы отыскали первый затменный промежуточный поляр с потоковой подпиткой
- Поражение миндалины не дало людям принести одного в жертву ради спасения многих
- Спиннер превратили в экспресс-тест для диагностики инфекций мочевых путей
- Обучение страхом вызвало у мышей пластичность в дендритах
- Гаплонедостаточность уличили в развитии тяжелой формы стафилококковой инфекции
- Контактные линзы доставили лекарство в переднюю камеру глаза с помощью ионофореза
- Бегающие и кусающиеся собаки поддержали эпидемию бешенства в Танзании
- Пересадка фекальной микробиоты снизила тягу к алкоголю
- Дифференцировку моноцитов в толстой кишке у мышей связали с регуляторным фактором интерферона 5
- Клоны флуоресцирующей макаки помогли оценить безопасность точечного редактирования генома
- Вирусы заставили мышей привлечь комаров-переносчиков запахом черемухи