«Солнцестояние» – сюрреалистический кошмар, аналогов которому в современном массовом кино нет
Это очень, очень странный и временами невыносимый фильм, структурно больше всего напоминающий роман Владимира Сорокина «Настя».
Вялый юноша c неслучайным именем Христиан пытается порвать с истеричной и довольно противной девушкой Дэни; вовремя это сделать не получается – у Дэни происходит семейная трагедия, и Христиан продолжает тащить явно осточертевшую ему бойфрендскую ношу. Чтобы развеяться и сменить обстановку, пара в компании друзей отправляется в Швецию на девятидневный фестиваль летнего солнцестояния. Там в лесу живут приветливые светловолосые люди в вышиванках, светит приглушенное скандинавское солнце, не ловит телефон, вкусная и здоровая еда, полное единение с природой, бегают козочки, на полянке стоит запретный желтый сруб, румяные молодухи водят хороводы, а кое-чьи руки пишут нескончаемую книгу рун, крови и безумия. Постепенно сквозь пастораль начинает просачиваться ад; к финалу «Солнцестояние» проваливается в пространство сюрреалистического кошмара, ничего похожего на который в современном массовом кино не существует.
Режиссер лютого хоррора «Реинкарнация» Ари Астер в своем втором фильме не повторяет ни один из сработавших ранее ходов. В «Солнцестоянии» нет ничего сверхъестественного, – и скрытые от цивилизации языческие коммуны, и ритуальные сезонные фестивали существуют в реальности (и, скорее всего, не дальше нескольких сотен километров от места, где вы сейчас находитесь). Здесь нет резких сюжетных поворотов – да и, если честно, сюжета в его современном голливудском понимании. Драма Христиана и Дэни, впрочем, разрешается, но специфическим образом, неудивительным с учетом того, что Астер писал и снимал «Солнцестояние» в процессе тяжелого разрыва со своей девушкой. Наконец, все ключевые моменты «Реинкарнации» происходят в потемках – а в «Солнцестоянии» солнце заходит всего на пару минут. И то не очень понятно,