Социальная сеть у нас в голове
Новая теория объясняет, почему наша личность устроена как фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Еще в 1970-е американский философ Томас Нагель (тот самый, который объяснил, каково быть летучей мышью) предсказал, что в скором будущем привычное нам понятие «я» потеряет смысл и станет анахронизмом. Прогноз был сделан под впечатлением от экспериментов нейробиолога Роджера Сперри, который обнаружил, что при хирургическом разделении двух полушарий для лечения эпилепсии мозг может вести себя так, как будто в нем умещаются сразу две личности.
Будущее, о котором говорил Нагель, уже наступило. Теперь для «раздвоения личности» даже не требуется хирургическое вмешательство. Поскольку большая часть нашего социального мира переместилась в виртуальное пространство, в одном «я» может легко уживаться бородатый ведущий техноблога, безумный тролль на политическом форуме, «снежный снайпер» в очередном сезоне Fortnite и ранимая поэтесса, публикующая стихи о гендерной текучести. Но понятие «я» вместо того, чтобы остаться в прошлом, превратилось в современный фетиш.
Чем больше социальных, профессиональных и гендерных ролей нам становится доступно, тем сильнее мы хватаемся за свою аутентичность и тем отчаяннее стремимся остаться самими собой или вернуться к себе «настоящим». Этому посвящены книги, мастер-классы, ретриты и стримы в Clubhouse. Откуда такой страх потерять себя? Философ Кэтлин Уоллос считает, что причина в расхождении между новой реальностью и старым представлением о том, что значит быть самим собой. В своей книге «Личность как сеть» она объясняет, почему обладание одновременно множеством разных идентичностей — это не опасность, не утрата себя и не патология, а естественное и продуктивное состояние нашего «я». Вкратце ее идея в том, что каждый из нас устроен примерно как фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
При чем тут фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Вспомните свою сеть контактов — но не имена, а маркеры, по которым вы их идентифицируете. Скажем, А — американец, П — писатель, Ж — жена успешного предпринимателя, Ф — феминистка, И — интроверт, М — мать двоих детей, Д — доктор философии, Ш — шофер. Кто-то есть в вашей френдленте. На кого-то вы просто подписаны. А теперь возьмите и соберите из всех этих идентичностей одного персонажа. Пусть это будет Линдси, предлагает Уоллос. ОК. Линдси — американка, писательница, жена, феминистка, интроверт, мать двоих детей, доктор философии, водитель семейной машины и так далее.
Каждая идентичность Линдси при ближайшем рассмотрении оказывается конструктором из десятков идентичностей поменьше, объединенных, как группы в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), по разным принципам: гендерным, биологическим, психологическим, социальным, географическим. Например, американка — это и жительница Нью-Йорка, и владелица квартиры в Вест-Виллидже, и выпускница Гарварда, и потомок ирландских эмигрантов, и носительница английского языка, и покупательница пирожных в кондитерской «Магнолия» на Бликер-стрит. Некоторые идентичности заданы изначально: гражданство, язык, генетика, статус дочери. Другие выбраны самой Линдси, такие как жена или феминистка. Все включены в глобальную коммуникационную сеть, внутри которой связаны