Собеседование в Долину: как россиянки строят карьеры в международных IT-компаниях
Forbes Woman поговорил с женщинами, работающими в IT-компаниях за рубежом, — об их личном опыте выхода на международный рынок труда и об основных правилах успешного найма. И попросил эксперта по построению карьеры прокомментировать основные шаги и сложности
Анна Наумова: прошла сотню собеседований в американские компании
Продакт-менеджер в крупной технологической компании со штаб-квартирой в Кремниевой долине
— В 2016 году мой тогдашний муж выиграл Green Card в США, и мы решили переехать. Я уволилась из «Одноклассников», где проработала 10 лет с самого основания компании — сначала в маркетинге, потом менеджером по продукту сервиса «Подарки». Мы взяли с собой $15 000, прилетели в Нью-Йорк и начали искать работу.
Все, что я знала в России, оказалось совершенно нерелевантно в США. Требования к английскому и навыкам коммуникации были намного выше. Адаптироваться было тяжело: в России я была звездой, работала в известной компании, а в США стала никем. Меня никто не знал, язык давался тяжело. Порой мне не хотелось даже улыбаться.
Тем не менее, хотя все говорили, что поиск работы займет полгода, я нашла ее за два месяца. Моим первым работодателем стал сервис такси Fasten, которую сделали ребята из Comedy — я была с ними знакома по совместному проекту для «Одноклассников». Два года Fasten были достаточно успешными, но потом не выдержали конкуренции с Uber; я успела проработать на них год. Вторым местом работы стал стартап, с которым я познакомилась в акселераторе Starta, куда пришла, когда только-только приехала в Нью-Йорк (понимая, что нетворкинг — самое главное в США, надо знакомиться и быть активной). Тогда ребята попросили меня запитчить их проект на выставке The Next Web (это такая технологическая конференция) — так я заработала свои первые $200 в США. А через год предложили мне поработать на их стартап мастером на все руки — им нужен был и HR, и маркетинг, и sales, и product. Мы делали ICO, подняли около $25 млн, но проект не сложился, и через два года компания перестала существовать.
Я в этот момент была в отпуске в России. Перед увольнением еще и развелась с мужем, оставшись с маленьким ребенком на руках. Поняла, что вернусь в Калифорнию — в одно из самых дорогих для проживания мест — безработной матерью-одиночкой. Денег у меня было на три-четыре месяца. От русскоязычных стартапов осталась травма. Я поставила себе дедлайн — за три месяца найти работу в стабильной американской компании.
Я прошла сотню собеседований. Это действительно сложно, не так, как в России, где ты отвечаешь на вопросы, рассказываешь про опыт, делаешь тестовое задание — и все. В США интервью проходит в среднем в шесть этапов. Ответы на вопросы должны быть выстроены как четко структурированный питч. Для этого есть готовые фреймворки, которые стоит выучить. Например, STAR (Situation, Task, Action, Result — Ситуация, Задача, Действие, Результат) — это фреймворк для ответа на поведенческие вопросы (behavioral questions), то есть вопросы о том, как вы действовали в той или иной ситуации. Это самый популярный тип вопросов, их задают хоть раз почти в каждой компании. CIRCLE — фреймворк для ответов на вопросы по продуктовому дизайну, это обязательные вопросы в Google и Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) (признана в России экстремистской, — Forbes Woman), без знания этого фреймворка вас туда никогда не возьмут.
Я постоянно получала отказы — и на рекрутерских интервью, и на менеджерских. Были моменты, когда я просто плакала, не зная, что делать, — у меня заканчивались деньги, а я не могла найти работу. Чтобы оттачивать навык прохождения собеседований, я ходила на тренировочные, или mock-интервью — их может провести коуч, карьерный консультант или более опытный друг, а кроме того, существуют платформы для практики, например, Stellar Peers. Параллельно проходила по три-четыре реальных собеседования ежедневно.
В итоге я попала на работу в компанию, которая занималась производством мобильных раций Zella, где проработала три года. А в конце прошлого года решила, что мне пора двигаться дальше. Я подала резюме в пять топовых компаний — Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google, WhatsApp, Vimeo, Apple. В этот раз довольно быстро получила оффер и теперь работаю в крупной технологической компании (назвать ее пока не могу). Думаю, это случилось благодаря тем ста собеседованиям, которые я прошла три года назад.
При этом за свои пять лет в США я ни разу не слышала, чтобы на собеседовании женщину спросили, замужем ли она и не собирается ли рожать. Декретный отпуск длится три месяца, поэтому нормально нанять сотрудницу на восьмом месяце беременности, понимая, что искать кого-то еще будешь дольше, чем она выйдет на работу.
Ирина Захарова: использовала в качестве «трамплина» российские компании с международными проектами
Директор по продукту в технологической компании Swapcard
— Я закончила Ульяновский государственный технический университет по специальности «Прикладная информатика в экономике» и сразу начала работать в IT — инженером, затем бизнес-аналитиком. В 2014 году, работая в самарской компании Haulmont, я стала менеджером проекта по разработке софта для одной британской корпорации. Руководила всей разработкой, организовывала процессы так, чтобы весь девелопмент был вовремя, вела спецификации, полностью сопровождала заказчика. Было много командировок, я жила на две страны и в какой-то момент решила переехать в Лондон. Я хотела, чтобы меня взял на работу мой клиент. Тогдашний работодатель отнесся к идее благосклонно — понимал, что это поможет укрепить связи между компаниями. Но не сложилось: из российской компании я уволилась, а в британскую не попала. Я уехала в Москву, устроилась в международный проект с российским основателем, но проработала там всего полгода: мне не понравился город, и в работе все было не так, как я привыкла.
Работу в Лондоне я искала больше трех лет. Кто-то мне посоветовал angels.com — это платформа, где стартапы ищут сотрудников и партнеров. Там много американских стартапов, попадаются и европейские. Можно фильтровать и выбирать те компании, которые предоставляют спонсорство в визе. Но в Великобритании, чтобы нанять приезжего, компания должна получить специальную лицензию. А кроме того, в течение 21 дня после публикации вакансии работодатель может рассматривать кандидатов только из числа резидентов страны.