Египетский археометаллург воссоздал древний метод полого бронзового литья
Изучение двух бронзовых позолоченных статуэток, найденных в Карнаке около полувека назад, позволило прояснить детали литейной технологии древних египтян в эпоху Нового царства и после нее, в Третьем переходном и Позднем периодах. Оказалось, что для получения тонкостенных фигур методом полого литья египетские металлурги применили сложные литейные стержни с сердцевиной на глиняной основе и верхним известково-восковым слоем. Египетский специалист по археометаллургии Юсри Салем воссоздал их в эксперименте, а также показал с помощью аналитических методов, что известково-восковая смесь использовалась и при золочении. Она способствовала развитию коррозии под позолотой и на внутренней поверхности пустотелых статуэток, говорится в статье для журнала JournalofArchaeologicalScience: Reports.
Расцвет металлургии бронзы в Египте наступил во второй половине II тысячелетия до нашей эры, в эпоху Нового царства. Но даже после его падения традиции мастерства не были утрачены. Для получения изделий сложной формы (статуэток, элементов посуды, украшений) металлурги практиковали литье по восковым моделям. Отливку часто делали пустотелой в целях экономии дорогого материала и уменьшения веса, используя литейные стержни, задающие форму изделия. Их покрывали тонким слоем воска, на который накладывалась паковочная масса из смеси глины и песка. Тот же материал, по-видимому, использовали для изготовления стержней. В глиняно-песчаную смесь добавляли измельченные органические компоненты, такие как волосы или солома, для обеспечения его пористости — это позволяло отводить выделяющиеся газы и избежать дефектов в отливке.
Бронзовые изделия часто декорировали инкрустацией и покрывали слоем позолоты, приклеивая с помощью связующего вещества золотую фольгу или тонкие листочки сусального золота. Для повышения адгезии бронзовой поверхности придавали шероховатость с помощью насечки. От эпохи Нового царства и Позднего периода сохранились статуэтки с остатками позолоты; например, литые фигурки, изображающие бога Осириса.
Египетский исследователь Юсри Салем (Yussri Salem), специалист по археометаллургии из Университета Южной долины в Кене, изучил две статуэтки, обнаруженные в 1970-х годах на территории Карнакского храмового комплекса. Ранее эти находки не исследовались и не подвергались процедуре консервации. Одна из них — типичная фигурка Осириса высотой 170 миллиметров. Нижняя часть ее утрачена. Вторая — фрагмент женской фигурки без верхней части; ее стилистические особенности позволяют предположить, что статуэтка была аналогична хорошо сохранившемуся изваянию верховной жрицы Амона в Карнаке, «Великой супруги бога» Каромамы (IX век до нашей эры).