Виктор Мазин
Звезда научного андеграунда, основатель Музея сновидений Фрейда, философ и психоаналитик Виктор Мазин возвращает в моду интеллект: его лекции про психоанализ и перестройку в музыке собрали в Доме Радио Рекордное количество слушателей, которые теперь знают, что такое шизомесса, и смогут отличить рейв от дискотеки. В этом году у Виктора Ароновича вышли две книги — серьезный труд о паранойе и об убийстве души «Завещание доктора Шребера», работа над которым заняла почти десять лет, а также «О значении и желании денег» — совместная работа с кандидатом экономических наук Александром Погребняком.
Вы стали настоящей рок-звездой от образования! Как вам такое амплуа?
Вы попали в десятку, мою тайну вскрыли: никакой я не преподаватель, профессор, психоаналитик, вообще‑то я музыкант! Это — шутка, конечно, но моя жизнь могла сложиться иначе, и я мог стать музыкантом, но вышло так, как вышло. В юности я играл в рок-группах, да и сейчас тайно продолжаю играть у себя дома с помощью электронных друзей. Но все‑таки образование является для меня приоритетом. Это смешно, потому что в детстве больше всего на свете я терпеть не мог школьных учителей, которые заставляли меня делать то, чего я не хотел. В своей неприязни к педагогике я сам превратился в педагога. Теперь же благодаря вам узнал, что я все‑таки стал рок-звездой, как и мечтал.
Что вы читали в Доме Радио?
Цикл лекций назывался «Психоанализ в пространстве звуков». Я хотел свести две свои страсти: психоанализ и музыку, чтобы разобраться с самим собой и своими страстями. И вдруг вижу на каждой лекции аншлаг, очень много людей. Это сделало меня по-настоящему счастливым! В сегодняшнем мире всем нужна информация, деньги, еда, а мне нужна теория, то есть осмысление происходящего. В чем смысл моей жизни? В производстве смысла! А когда в этом производстве смысла участвует такое количество людей, это невероятно приятно. Люди хотят знать, хотят разбираться в сложнейших теориях, и это круто!
В своих лекциях вы часто синтезируете теорию со звуком, видео и светом. Откуда идет эта традиция стирания граней между наукой и искусством?
Формат, который я разрабатываю последние тридцать лет, называется интермедиалекцией. Это понятие ввел американский художник Дик Хиггинс применительно к Джону Кейджу. Его знаменитейшее 4'33 — это музыка или теория? И то и другое! Первую такую интермедиа-лекцию про Незнайку мы прочитали с Олесей (Олеся Туркина — искусствовед, куратор, ведущий научный сотрудник Русского музея, супруга и соавтор Виктора Ароновича по многим выставкам и книгам. — Прим. ред.) на Пушкинской, 10. Тогда мы спрятались, чтобы нас было не видно (для создания эффекта акусматики), и транслировали текст под музыку композитора Валерия Дудкина из рижской индастриал-группы «Зга» и видеоколлаж художника Владимира Тамразова. Через какое‑то время я построил студию у себя дома, чтобы делать самому звук и голос. Это то, чем я по сей день занимаюсь. К счастью, появилась Вика Крааа из Дома Радио, и теперь у нас сложилось трио — с ней и художницей Таней Ахметгалиевой. С Таней мы работаем давно, я пишу звук для ее видео. У нас близкая эстетика, которая позволила нам моментально сойтись. Как бы ее описать? Веселенькая жуть! Сначала видишь какую‑то яркую типа веселую картинку, а потом вглядываешься — «ооо, ужас!» — понимаешь, что это хоррор. Так вот, с Таниным гигантским видео (создающим впечатление, что у тебя над головой кружит восьмиметровый комар!) и с Викиными звуками в Доме Радио я излагал самую оголтелую теорию, которую только можно придумать, — шизоанализ. Олеся назвала все это шизомессой!