Игорь Манн
Гуру коммуникации, пионер российского маркетинга и визионер Игорь Манн основал с партнерами самое полезное издательство «МИФ» (наши любимые книги о саморазвитии и бизнесе!), консультирует компании и помогает строить личный брендинг, а также ищет (и находит!) точки роста в кризисные времена. Естественно, Ксения Гощицкая отложила ненадолго карты таро и обратилась к Игорю Борисовичу за прогнозом. Was kann Mann sagen? Вот он! И волшебный пендель в придачу!
1. В кризис надо представить себе самое страшное развитие ситуации. Когда утром понимаешь, что сценарий судного дня не наступил, становится легче
Вы основали издательство «МИФ» с самыми полезными книгами про бизнес и саморазвитие, ведете авторские курсы, сами написали тридцать четыре книги и вообще «маркетер №1». Кажется, между нами совсем мало общего. Но как-то вы упомянули, что любите диско-музыку?
Да! Недавно вышел альбом Locomotion классика итало- и евродиско Fancy, я уже заслушал его до дыр. Я в принципе очень люблю музыку, необязательно диско, а все, что заставляет тебя в такт пританцовывать. В последнее время чаще слушаю музыку без слов, потому что пишу сразу несколько книг параллельно, и, к сожалению, на слова в песне сразу же отвлекаешься. Чтобы попасть в поток, нужно что-то спокойное: классика или джаз. У меня везде спрятаны маленькие колоночки, чтобы спортом позаниматься, на почту ответить, посуду помыть, или если что-то не так идет, включаешь — и понеслась.
Поток — как Грааль: много кто о нем слышал, но мало кто им обладает. Посоветуйте, что поможет войти в это состояние?
Однозначно — интересная цель. Иначе делаешь через не хочу, не могу, заставляешь себя. Я называю это «поток из-под палки». Вот писать книги для меня вещь интересная, у меня их уже 34, в этом году, вероятно, будет 39. Когда я придумываю идею, название и содержание книги, дальше начинается поток. На публичных выступлениях в потоке быть сложно, ты вроде бы настроился, но кто-то вдруг чихнул или сказал что-то, приходится импровизировать, обыгрывать ситуацию. И в консалтинге потока нет, там пинг-понг, как и в интервью: вы подали, я отбил и жду, какой будет следующий вопрос. Поток — это, грубо говоря, плюхнулся в речку и плывешь по течению, а пинг-понг — действие в условиях неопределенности: принял вопрос — ответил — ловишь следующий. Может быть, Михай Чиксентмихайи (автор книги «Поток: психология оптимального переживания». — Прим. ред.) еще и напишет книгу «Пинг-понг». (Улыбается.)
А что делать, если цель есть, а мотивации нет? Сначала пандемия, теперь спецоперация — многие цели попросту обнулились. Время требует невиданных прежде навыков, например, сверхзвуковой адаптации. Как вам кажется, где мы оказались и что нам с этим делать?
Я бы и сам хотел получить ответ на этот вопрос. Я раньше очень гордился тем фактом, что перенес на один кризис больше, чем все россияне. С 2000 по 2003 год я работал в Австрии в телекоммуникационной компании, отвечал за регион Центральной и Восточной Европы, Ближний Восток и Африку — более шестидесяти стран мира. И в 2002 случился технологический кризис отрасли, она просто перестала развиваться, исчезли все драйверы роста. В одночасье мои бюджеты были сокращены до нуля, мне пришлось уволить огромное количество сотрудников. Тогда-то я и стал думать про маркетинг без бюджета — и потом написал книгу с таким названием. И буду с вами откровенен: весь мой опыт никак не коррелирует с нынешней ситуацией, поэтому я не могу делать никаких прогнозов. Мы ведь знаем: сначала политика, потом экономика. Недавно на моем семинаре «Маркетинг, который нужен прямо сейчас» я сказал, что ничего в маркетинге не меняется, он остается тем же самым, только акценты расставлены немного по-другому. В одночасье не придумать, как спасти бизнес, поэтому нужно понимать маркетинг как систему, нести позитив своим клиентам, быть для них максимально полезным. Что будет завтра, я реально не понимаю. Год назад мы с партнером создали агентство недвижимости высокого класса и в феврале очень близко подошли к точке безубыточности, а сейчас отпрыгнули назад: инструменты лидогенерации не работают, сделки встали на стоп, покупатели мечутся. В консалтинге вообще все замерло. В издательстве мы ждем определенных проблем: где брать бумагу, краску? Сколько это будет стоить? Я искренне недоумеваю, когда кто-то заявляет, что знает, что сейчас делать, и может этому научить — это точно шарлатан.
Все пропало?
Не совсем. Я дам два универсальных совета. Первый — в кризис надо представить самое страшное развитие ситуации. И когда утром ты встаешь и понимаешь, что сценарий судного дня, который ты себе прописал, не наступил, становится легче. Второй — минимизируйте все издержки и знайте все источники дохода. В любой компании возможны точки роста, но многие компании их не знают. Как минимум, это более вдумчивая работа с клиентской базой, выход на новых клиентов или на новые рынки, расширение продуктового портфеля. Допустим, у вас в «Собака.ru» есть архив хороших интервью, почему бы вам не сделать так, как когда-то журнал GQ, и не выпустить с ними красивую подарочную книгу? Я уверен, знания нам нужны для того, чтобы сформировать в голове систему и быстро доставать из нее то, что может пригодиться.
Сейчас такое ощущение, что радоваться даже чему-то маленькому как-то неправильно.
А вот это неверная мысль! Нужно каждый день находить поводы радоваться. Негативом, истерией или кислыми лицами мы точно ничего не изменим. Я бы, честно говоря, не хотел услышать от своего партнера или сотрудника вопрос: «Что ты такой грустный?» Мне кажется, пессимизм в этой ситуации гораздо хуже, чем оптимизм.
Что помогает вам найти мотивацию действовать?
Я очень люблю задавать этот вопрос успешным людям и чего только не слышал. В моей книге «Правила жизни и бизнеса» мотивации посвящена целая глава. Помогают ритуалы — от чашки кофе до йоги или особенные действия-талисманы. Я например, провожу пальцем по корешкам своих книг в шкафу — слева направо, как по пианино — это меня «собирает». Меня мотивирует список целей на год, который я публикую в социальных сетях, а потом отчитываюсь, что выполнил их на 80 % или больше. Важно избегать демотиваторов. Я, например, понял и принял, что жизнь слишком коротка, чтобы работать с людьми, которые мне неприятны, и теперь без сожалений с такими расстаюсь.