Галина Габриэль — икона петербургского стиля и коллекционер украшений

Собака.ruСтиль жизни

Галина Габриэль

Текст: Юлия Машнич. Фото: Надежда Дискант

Пончо Tara Jarmon, юбка Saint Laurent (Meowshka Vintage), сапоги Jimmy Choo и очки Tom Ford (Pif Paf Supershop)

Галина Габриэльгалина Габриэль — икона петербургского стиля (в драгоценном окладе!), азартный коллекционер авторских украшений, локальный арбитр изящеавторских изящества и главное фэшн-переживание юности автора этого текста! Студенты академии Штиглица и нью-йоркского FAshion Institute of Technology (а теперь и института культуры!) традиционно сворачивали головы и бились за места на первых партах, чтобы получше разглядеть невероятные украшения бы самой харизматичной преподавательницы истории ювелирного искусства, которую видел мир.

Бернд Мюнштайнер. Подвес «Геометрия». Хрусталь, резьба, металл. 2015. Идар-Оберштайн, Германия

Когда Петербург был ювелирной столицей мира?

Как был устроен ювелирный мир Петербурга до революции? Фаберже и пустота?

Петербург — это была столица ювелирного искусства России! Скажу больше: Петербург был в определенном смысле ювелирной столицей мирового масштаба. Специалисты работали здесь высококлассные: Позье и семейство Дювалей, Кехли, Бутц, Ган, Зефтиген. Десятки блистательных ювелиров трудились на фирму Фаберже. А такие гиганты, как фирмы Сазикова, Овчинникова, Рюкерта, развивавшие в том числе и русский стиль! В Петербурге сосредотачивались лучшие иностранные мастера, обслуживающие императорский двор. Москва больше обслуживала купечество, церковь, городское население.

Каждый регион имел свои ювелирные производства, можно вспомнить Красное Село, Рыбную Слободу. В Екатеринбургской губернии, в Сибири были свои производства. Все вместе они на 97 % обеспечивали население ювелирными вещами. 3 % — это то, что покупала за рубежом высшая знать у Бушерона, Картье и так далее.

Не только Фаберже! Кто на самом деле создавал украшения для императорской семьи?

Все у нас знают Фаберже — это хорошо, но, наверное, только специалисты в курсе, что на самом деле ювелирные украшения для императриц, их дочерей, высшего света, большинство коронационных украшений, во всяком случае со второй половины XIX по начало ХХ века, как правило, делались не фирмой Фаберже. Зачастую это фирма «Болин», присутствовавшая на нашем рынке уже с XVIII века. Ушла она из России только в 1918 году. Так вот если положите рядом чеки на украшения работы Фаберже и Болина, работы последнего могут стоить в десятки раз дороже.

Вы все так описываете, что кажется, дореволюционный Петербург можно было увидеть из космоса благодаря блеску изумрудов! А расскажите про запредельную роскошь!

Дипломаты писали, что такого количества бриллиантов и такой роскоши, как в России, они не видели нигде. Достаточно посмотреть завещание, например, Марии Федоровны, жены Павла I, где расписаны ее украшения, чтобы понять объем сокровищ Романовых. Или посмотреть портреты русских императриц с этими волшебными диадемами на головах. А когда придворные дамы входили в бальный зал, то зал весь светился от бриллиантов, так они играли.

Эти роскошные вещи делали разные ювелиры, иностранные, отечественные, и можно вспомнить десятки имен. У жены Николая I Александры Федоровны было более 500 браслетов. А украшения Марии Федоровны, супруги Александра III, — на ее портретах: какие коронные украшения на ней! Коронные украшения —это те, что нельзя продавать, они передаются только по наследству. Например, на свадебную церемонию великой княжне могли дать знаменитые серьги-вишенки с огромными бриллиантами, они, кстати, не вставлялись в мочку уха, а зацеплялись особыми крючками, потому что никакая мочка такого не выдержит! После церемонии их возвращали в алмазную кладовую.

Юрий Былков. Брошь «Улей». Титан. 2018. Петербург, Россия

Что же прервало этот полет?

Мы всё умели делать, но нас подкосила революция в самом расцвете. В 1918 году вышел указ о запрещении работать с драгоценными материалами ювелирным мастерам. Только несколько предприятий имели на это право: «Русские самоцветы» и еще несколько. А был ли спрос? Посмотрите на живопись 1920‑х годов, много вы там видите девушек в золоте? Все в красных косынках да в кожанках. Вот моя бабушка, когда я ее спрашивала: «Бабуля, ты чего не оставила маме‑то украшений? Мне бы что перепало», — она говорила: «Деточка, всё в Торгсине. Надо было детей спасать от голода» (Торгсин — государственная организация в СССР, которая обменивала валютные ценности: золото, драгоценные камни, предметы старины — на еду и предметы быта. — Прим. ред.).

В частных коллекциях Ленинграда хранили драгоценности, которые не мог позволить себе выкупить Эрмитаж!

Вы встречали вещи царского уровня в частных петербургских коллекциях?

На весь мир свои ювелирные коллекции афишируют знаменитые актеры и певцы, достаточно вспомнить коллекцию Элизабет Тейлор. У нас же это всегда было по ряду причин совсем закрытым сюжетом. Хотя не только у нас, во всем мире на аукционах чаще всего драгоценности покупаются анонимно. Когда я работала на комбинате декоративно-прикладного искусства, ко мне обратилась скромная такая женщина с просьбой посмотреть одну вещь. Она открыла старинную бархатную коробку — и я ахнула: там лежал фрейлинский бриллиантовый шифр с лентой муаровой. Спрашиваю: «Это откуда у вас?» Говорит: «От мужа-пьяницы, а ему от прабабки досталось, она была фрейлиной. Предлагала в Эрмитаже, там сказали, у них нет таких денег, чтобы эту брошь купить». А это были 1990‑е годы. Я говорю: «Спрячьте, спрячьте, даже забудьте! Пусть ваши внуки этим пользуются. Вас просто убьют, если кто‑то узнает».

Ханна Иенсен. Ожерелье «Прорастание». Резиновый шнур, искусственный жемчуг. 2015. Идар-Оберштайн, Германия

Как искусствовед насобирала целый музей ювелирного искусства

Как так вышло, что у бюджетника из академической среды собралась настолько внушительная (и дорогостоящая!) коллекция ювелирного искусства? 200 экспонатов — это же музей!

Я была студенткой заочного отделения факультета истории искусств в Академии художеств, когда начала работать на комбинате ДПИ, куда меня привел папа, художник по диорамам. Там я познакомилась со многими художниками, среди них были и ювелиры старшего поколения, и молодые ребята. Появилось желание делать выставки авторского ювелирного искусства, и мы их делали. Постепенно стала приобретать какие‑то работы, мне их начали дарить. Затем упал железный занавес, мы стали ездить за рубеж, появилась возможность покупать ювелирные вещи там.

Предложили преподавать в Америке: читала лекции ювелирам и модельерам по русскому искусству в FIT в Нью-Йорке и в RIT в Рочестере. Там тоже мне студенты иногда дарили милые ювелирные подарочки. Так моя коллекция и прирастала. Теперь я довольно много покупаю вещей, иногда — если честно — чтобы поддержать ювелиров. Не все художники являются хорошими бизнесменами, иногда необходимо им помочь.

Владимир Шестаков. Гарнитур «Время». Латунь. 1980-е. Петербург, Россия

А бывает, что украшения попадают в вашу коллекцию странным образом и из странных мест?

В моей коллекции в основном петербургские художники, хотя есть и работы москвичей, ювелиров из Новосибирска и Екатеринбурга, работы зарубежных мастеров. Почему больше всего петербургских ювелиров? Потому что я в этой среде росла, была с ними знакома, наконец, хотела запечатлеть в своей коллекции уходящую натуру. Одна из самых ранних — работа 1960-х годов замечательного художника Юты Паас-Александровой. Недавно я получила эту вещь в дар от художника Анны Терещенковой. Паас-Александрова — это основатель нашей авторской петербургской ювелирной школы. И, как ни печально, эти экземпляры Анечка нашла и выкупила в какой‑то лавочке антикварной, куда их сдает ее сын, а музеи наши этим не интересуются. Теперь у меня есть две вещи Юты Паас-Александровой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По воле волн По воле волн

«Татлер» расспросил врачей об ультразвуковом лифтинге

Tatler
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся Что такое сложные углеводы и в каких продуктах они содержатся

Почему приоритет в питании отдают сложным углеводам?

РБК
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино Диана Милютина о главной роли в «Чистых», Театре Ленсовета и работе в кино

Вся школа жизни, все драки со старшим братом, мне это тоже закалило характер

Коллекция. Караван историй
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Интернет: зависимость или досуг? Интернет: зависимость или досуг?

Интернет: обратная сторона медали

Здоровье
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Открыть в приложении