Елена Шевченко
Совладелица холдинга «Север-Метрополь» развивает важнейший бренд из ДНК Петербурга: кондитерские (с культовыми «картошкой» и булочками со сливками!) сделала доступными по всему городу (и скоро по Ленобласти!). А в своей жизни тоже позволила себе экспансию: стала не только главной в городе по пирожным, но шансон-дивой и телеведущей.
Как из строителя стать фэшн-ретейлером
Окончив петербургский Политех по специальности инженер-строитель, я сразу вышла замуж, родила ребенка, но дома сидеть не захотела — поняла, что нужно осваивать специальность. А в 2004 году как раз потребовалось построить что-то на месте парковки на Итальянской, 15 (супруг Елены, Сергей Шевченко, был одним из крупных собственников недвижимости на Невском проспекте. — Прим. ред.). Инвесторы озвучили желание просто поскорее построить какой-нибудь ТЦ и сдать его в аренду (тогда в России одежду продавали в основном на вещевых рынках вроде «Коньково» в Москве — так что ТЦ уже казался роскошью!). Но мне все же виделись «Хэрродс» в Лондоне, «Галери Лафайет» в Париже, миланский «Ринашенте» — универмаги такого уровня. В детстве я пела в детском хоре радио и телевидения, который много гастролировал, поэтому бывала за границей: захотелось роскошные бутиковые центры оттуда перенести в Петербург. Сформулировала, описала концепцию, и благодаря моему идейному упорству появилась галерея Grand Palace. Она тут же стала едва ли не самым модным местом города — благодаря ауре, атмосфере, обслуживанию: на галерею стали равняться. Туда ходили посидеть в кафе D'Or, в модный кинотеатр, но и, конечно, на шопинг. И если сначала я помогала как инженер-архитектор, то потом и как фэшн-ретейлер в подборе арендаторов: в Grand Palace надо было собрать до 90 модных брендов, а ведь они всегда очень придирчиво решают, куда вставать. Одну несданную площадь в итоге взяла на себя и сделала бутик Allure, он стал моим на долгих 17 лет. Год-два после открытия Grand Palace я занималась его продвижением — скажем, с режиссером Сергеем Луковским проводили показы. Но потом стало понятно, что в пиаре уже нет необходимости и мне пора переключаться на другие проекты.
Почему «Север-Метрополь» — градообразующее предприятие
В 2000‑х в Петербурге шла еще одна большая стройка, в которой я приняла деятельное участие — перенос производства кондитерских «Север» и «Метрополь» на фабрику группы компаний «Норд»: собственно, туда я попала еще на учебную практику и там познакомилась с будущим мужем. Сейчас, в 2023 году, в каком бы районе вы ни жили, у вас наверняка кафе «Север-Метрополь» в соседнем доме. Но не так давно за «северными» эклером или трубочкой нужно было ехать через весь город. Как так? Начну издалека. Кондитерские «Север» ведут историю с 1903 года: в булочной на Невском, 44, купец Крымзенков начал производить торты и, экономя на хранении и транспорте, свежими распродавать за день — за ними сразу выстроились очереди. В СССР заведение национализировали, в 1930‑е назвали «Норд», а после войны переименовали в «Север». Тогда и расцвела слава тортов «Белая ночь» и «Аврора»! Для поколений ленинградцев «Север» стал