Современные ценности
Пока на мировом арт-рынке наблюдается спад, в России появляются новые ярмарки и галереи, коллекционеры тягаются с музеями по степени влияния, а цены на творчество отдельных молодых художников растут. «Сноб» решил разобраться в положении дел на отечественном рынке современного искусства, его зависимости от мировых трендов и принципах ценообразования на работы начинающих авторов.
Границы современного искусства
Категория «современное искусство» — предмет постоянного переосмысления для экспертов арт-рынка. Традиционно акулы аукционного бизнеса вроде Sotheby’s и Christie’s отводили под него специальные торги, объединявшие актуальное искусство с послевоенным. На них продавались работы всех авторов, пик творческой активности которых пришелся на период после 1945 года, будь то признанные и зачастую уже ушедшие из жизни мэтры вроде Фрэнсиса Бэкона или Люсьена Фрейда или вполне здравствующие знаменитости, такие как Джефф Кунс или Дэмиен Херст.
Позднее эти рамки стали более гибкими. Сегодня все чаще проводятся торги, объединяющие шедевры всего XX и XXI веков: Моне и Пикассо оказываются рядом с цифровыми произведениями Beeple или студийными работами Бэнкси. Но и на этом эксперименты не прекращаются. Sotheby’s второй год подряд успешно торгует в формате «Единственный» (The One), который примерно с одинаковыми многомиллионными эстимейтами позволяет совмещать «выдающиеся достижения человечества» — современное искусство — с полотнами старых мастеров, а бронзовую скульптуру Будды — с подписанными кроссовками Майкла Джордана. И все же для актуального искусства существует категория «ультрасовременное»: так Artnet в своем недавнем отчете называет творчество авторов, родившихся после 1974 года. Согласно аналитическим данным портала, самым успешным по итогам прошлого года оказался канадский автор Мэтью Вонг (художник с китайскими корнями, покончивший с собой в 2019 году в возрасте 35 лет). Его написанные в примитивистской манере пейзажи впервые стали продаваться на мировых аукционах год спустя после смерти, а сегодня аукционный рекорд на них составляет более $6,5 млн.
Продажи падают, галеристы экономят, абстракция дорожает
Согласно совместному отчету Art Basel и UBS, по итогам 2023 года мировой арт-рынок продемонстрировал спад продаж на 4%, а их общий объем составил примерно $65 млрд. Существенная часть этой суммы пришлась на современное искусство. При этом эксперты отмечают, что заметно просел сегмент наиболее дорогих сделок, в то время как число покупок в нижнем ценовом сегменте ощутимо выросло. Что касается географии, то лидируют по-прежнему США, зато Китай вытеснил Великобританию со второй строчки рейтинга, став в прошлом году главным догоняющим арт-рынком мира.
Еще одно важное наблюдение аналитиков Art Basel и UBS — растущая осторожность как покупателей, так и продавцов современного искусства, которые стали внимательнее подходить к сделкам в условиях экономической нестабильности. Что касается галерей, по данным портала Artsy, они стараются экономить на чем только могут, в первую очередь урезая штат и маркетинговые бюджеты и сокращая свое участие в дорогостоящих ярмарках. На пике популярности у покупателей — абстрактная живопись и творчество женщин-художниц. Мировые эксперты отмечают этот тренд с начала прошлого года. Самых громких успехов рынок добивается на пересечении этих двух категорий, как в случае с картинами Джоан Митчелл. Суммарный аукционный оборот ее работ в прошлом году составил $112,6 млн, а Christie’s в 2023-м установил новый рекорд на ее произведения на отметке $29,1 млн по итогам продажи картины «Без названия» 1959 года.
Наполовину пуст или полон
Историю отечественного рынка современного искусства принято отсчитывать от легендарного события — проходившего в 1988 году московского аукциона Sotheby’s, на который выставили более сотни работ классиков неофициального советского искусства: Ильи Кабакова, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина и еще 30 авторов, довольно узнаваемых сегодня на мировом арт-рынке. Тогда были проданы почти все лоты. Цены на некоторые из них достигали сотен тысяч долларов в пересчете на сегодняшние деньги. Несмотря на это, международные дома больше никогда не проводили аукционов ни в СССР, ни в постсоветской России. Отечественным любителям искусства приходилось довольствоваться ежегодными предаукционными выставками в Москве и, гораздо реже, в Санкт-Петербурге. Christie’s и Sotheby’s привозили сюда топ-лоты своих лондонских и нью-йоркских торгов, но биться за понравившиеся работы клиенты могли — лично или через представителей — только за рубежом. Эта практика начала постепенно сходить на нет ближе к 2020-м, а в 2022 году оба главных дома в принципе перестали проводить русские торги, ограничиваясь включением отдельных работ Фаберже или полотен классиков вроде Айвазовского или Гончаровой в другие торги.
Существующие отечественные аукционы современного искусства полноценным барометром рынка, к сожалению, служить не могут. Главное преимущество крупных мировых домов в том, что их сайтом как открытой базой данных может воспользоваться даже неподготовленный человек. В онлайн-архиве доступна точная информация о продажах, совершенных несколько десятилетий назад. В России ничего подобного нет. Но участники крупных арт-ярмарок, число которых в последние годы заметно увеличивается, стали проводить более прозрачную политику. Если еще десять лет назад галеристы старались увильнуть от конкретных вопросов о продажах, то теперь с готовностью хвастаются своими успехами. «За 15 лет моей работы в галерее уже несколько раз казалось, что рынок стабилизировался и начинает активно развиваться, — говорит арт-директор галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов. — Но каждый раз какое-нибудь потрясение откатывало российский арт-рынок назад. По сути, это возвратно-поступательная динамика».