Снимаешь как дышишь: «Вендерс» — тихая, но важная документальная премьера Beat Film Festival
В программе гала-премьер покажут фильм «Вендерс» о прославленном немецком режиссере — 4 июня в московском «Октябре», 15 июня в ДК «Рассвет» и со 2 по 20 июня в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD». Понятно, что, по сути, киноведческий док не станет главным хитом самого модного и отчетливо зумерского фестиваля столицы — но это зря, ведь Вим Вендерс представляет для современного искателя внутреннего баланса и осмысленности чрезвычайный интерес. Кинокритик Егор Беликов рассказывает, что нужно знать про фильмографию лауреата «Золотой пальмовой ветви» (а также еще кучи каннских призов) и «Золотого льва», про его жизненную философию и про исследовательскую картину о нем.
Вим Вендерс, разумеется, не смотрит свои фильмы и даже картины с собственным участием, о чем он радостно признается на совместном интервью, снятом специально для фильма «Вендерс» (в оригинале — «Вендерс: Отчаянный»), с другим немецким классиком титанического масштаба и влияния — Вернером Херцогом. Ему это не требуется, ведь, по сути, его искусство не так уж завязано на кинематограф как на медиум. В том смысле, что ему не требуется следовать жанровым устоям, следить за веяниями. Например, Тарантино или Пон Чжун-хо со своими «Паразитами» или Тарантино глубинно укоренены в киноматерии, их фильмы чрезвычайно постмодернистские, наполнены цитатами из всех прочих картин, что режиссеры видели ранее. Так вот, Вендерс не черпает ниоткуда вдохновение, у него все неплохо получается и без лишних телодвижений, ведь он оборачивает в пленку или в цифровую видеозапись саму жизнь как она есть.
Характеристика эта затерта. Правдоподобие в кинематографе — вообще последнее прибежище лицемера. Сколько снимается, к примеру, бездарного военного и исторического кино, когда создателями движет исключительно желание сделать все по правде, как было на самом деле — и все без толку с художественной точки зрения. Жизненность, реалистичность происходящего в фильмах всегда иллюзорна. Даже в документалистике многое решает монтаж, превращает разрозненные съемки в связную историю, а в жизни монтажа нет.
В этом смысле фильмы Вендерса, конечно, не отнесешь к реалистическому искусству. Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, там чудеса, там в небе над Берлином летают грустные ангелы. Вим на самом деле не гнушался жанра: «Париж, Техас» — роуд-муви по всем канонам, «Положение вещей» — кино о кино, то же «Небо над Берлином» причисляется к магическому реализму. От сценария, актеров, монтажа он тоже не отказывается, а ведь сегодня некоторые режиссеры так и поступают, когда ищут новые грани реального и ирреального. Короче, старорежимщик, одно слово — бумер. Причем почти что настоящий бумер, а не как сейчас, когда этим словом называют кого угодно, кто, по мнению говорящего, слишком стар и недостаточно