Скулшутинг: почему люди становятся «стрелками» и как обезопасить от них своих детей?
Трагедия в ижевской школе, где от рук «стрелка» погибло 11 детей, вновь подняла наболевшие вопросы. Почему местом нападения почти всегда становятся учебные заведения? Можно ли предугадать нападение? Что должно быть сделано, чтобы это больше не повторялось? И как быть родителям? Рассуждают психиатр и детский психолог.
«Школьные расстрелы часто совершаются с намерением отправить сообщения для более широкой аудитории»
Алексей Кирюхин, психиатр
Почему большинство «стрелков» — мужчины?
То, что мужчины чаще, чем женщины, становятся «стрелками», может быть связано как с биологическими, так и с социальными факторами. С социальной точки зрения, общество ориентирует женщин на другие ценности, нежели мужчин. Речь как раз о тех самых гендерных стереотипах, которые до сих пор имеют место быть, которые по-прежнему значимо влияют на место женщины в социуме.
С биологической точки зрения важно понимать, как проявляется агрессия у разных полов. В мужском агрессивном поведении решающая роль отводится форме агрессии, чаще прямой физической, а в женском — виду агрессии, и предпочтение отдается косвенному вербальному. То есть для мужчин важен не столько вид агрессии (вербальный или физический), сколько выражение ее в открытой форме. У женщин же, как раз из-за социокультурных стереотипов, все наоборот.
Из-за чего местом трагедии чаще всего становятся школы и университеты, причем те, в которых учились сами «стрелки»?
Такие нападения следует отличать от террористических актов, которые чаще совершаются в местах большого скопления людей. Это совершенно разные преступления, в первую очередь, отличающиеся по мотивам — и в данном случае дело не количестве возможных пострадавших. Здесь и вопрос удобства, и психологический фактор.
«Стрелки» чаще всего тщательно готовятся, планируют свои действия, и знакомое место, безусловно, помогает им при подготовке. С психологической же точки зрения, школьные расстрелы часто являются символическими актами, совершенными с намерением отправить сообщения для более широкой аудитории, чем непосредственные жертвы. В некоторых случаях это сообщение встроено в сам акт, но может быть и так, что преступник оставляет сообщение другим способом: например, через записи в соцсетях, видео.