Северное сияние, океан, морские ежи: что смотреть и пробовать в Мурманске
Увидеть северное сияние, узнать, как устроен первый в мире атомный ледокол, сыграть в саамский футбол и поймать морского ежа — рассказываем, чем заняться в Мурманске зимой
Мурманск — самый крупный город в мире за Полярным кругом — находится всего в двух часах лета от Москвы. Расстояние короткое, а разница — глобальная. Как любят шутить мурманчане, «лето в нашем городе было только один день, но я в этот день работал» (сирень в Мурманске начинает цвести в середине июля). Но депрессивным город трудно назвать. В конце мая начинаются белые ночи, которые сменяются полярным днем, когда солнце вплоть до конца июля не опускается ниже линии горизонта.
Со 2 декабря по 11 января Мурманск накрывает полярная ночь — и в городе зажигаются миллионы огней на фасадах зданий, уличных фонарях, ветках деревьев.
Зимняя пора, с одной стороны, самая тяжелая для местных жителей, а с другой — самая яркая. Чтобы ничто не омрачало путешествия, важно положить в чемодан термобелье, непродуваемую куртку, теплую и нескользящую обувь, балаклаву, непромокаемые перчатки или варежки (во время долгих прогулок могут пригодиться самонагревающиеся стельки). Главное — оставить место для гастрономических сувениров, без которых невозможно уехать из Мурманска, от баночек с красной икрой до варенья из морошки.
Погладить кота Семена
Страницы истории Мурманска связаны с освоением севера, Великой Отечественной войной и мореплаванием — узнать главные события и лучше познакомиться с городом можно благодаря его памятникам. В первую очередь советуем отправиться к мемориалу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» — это каменный солдат в плаще-палатке, которого местные жители ласково зовут Алеша. Самый высокий памятник за Полярным кругом находится на самой высокой сопке Зеленый мыс — на смотровой площадке гуляет беспощадный ветер, но зато весь город как на ладони.
Или, к примеру, у одной из стен краеведческого музея можно увидеть мозаичное панно с главным якорем Мурманска. Он когда-то принадлежал «Ермаку» — первому в мире арктическому ледоколу, прослужившему во флоте 64 года. «Ермак» утилизировали, а вот якорь оставили как память о первых покорителях Северного морского пути. Памятники «Ждущая» (посвящен женщине, ждущей своего моряка), «Покорителям Арктики», «Морякам, погибшим в мирное время» и десятки других — лучшие путеводители по Мурманску.
Памятник коту Семену — новая трогательная история города. Однажды семья из Мурманска отправилась в отпуск, и кота Семена как члена большой семьи решили взять с собой. На обратном пути во время недолгой остановки в Санкт-Петербурге кот сбежал, найти его не удалось. И вот спустя шесть лет, когда хозяева уже не надеялись увидеть питомца вновь, он оказался у дверей их квартиры. Облезлый, худющий, грязный, но тот самый Семен. Эта история легла в основу репортажа, который показали по местному телевидению, после чего коту решили поставить памятник. Правда, бронзовый кот весьма упитан, держит палочку с узелком и смотрит на мир добрыми глазами. Но при этом служит напоминанием о коте Семене, который преодолел огромное расстояние, чтобы вернуться в родной дом.
Узнать, как устроен первый в мире атомный ледокол
Знакомство с первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой начинается с любопытного факта: оказывается, что ледокол лед не колет, а давит, наползая на него своим весом. Поэтому название «ледокол» не совсем верное, но более звучное, чем «ледодав». «Ленин» установлен на вечный прикол рядом с Морским вокзалом — при этом он до сих пор находится в составе атомного ледокольного флота России, а еще считается объектом культурного наследия федерального значения.
История его строительства по-настоящему впечатляет — атомный ледокол, не имеющий прежде аналогов в мире, был построен в кратчайшие сроки: за три года и три месяца. Судно было заложено в 1956 году на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде, через год его спустили на воду и достраивали уже на воде — буквально всей страной (более 500 предприятий Советского Союза создавали для него оборудование и механизмы). Задач у ледокола было много — и научно-исследовательская, и аварийно-спасательная, но основная — круглогодичное сопровождение караванов по Северному морскому пути. По проекту он должен был преодолевать лед толщиной 1,5–1,7 м, а по факту в ходе испытаний «продавил» ледовые поля толщиной 2,5 м. Еще одно преимущество — автономная работа. Рекорд беспрерывной работы, установленный «Лениным», — 13 месяцев без захода в порт.
Первое, на что обращаешь внимание, поднимаясь на судно, — по-настоящему роскошный интерьер. В отделке использованы шпон карельской березы, ясень, орех, красное дерево, дуб (на современных судах натурального дерева уже не встретить). На 13 палубах разместилось все для того, чтобы экипаж (в среднем — 180 человек), не чувствовал себя отрезанным от внешнего мира: библиотека, спортивный зал и баня, музыкальный клуб, курительный салон (где читали газеты, которые доставляли вертолетом, играли в шахматы и грелись у электрического камина), музыкальный салон с роялем, медсанчасть и кинотеатр (в котором премьеры фильмов зачастую проходили раньше, чем в городских кинотеатрах). Позже на борту был оборудован небольшой бассейн, которого изначально в проекте не было.