Новые городские
Художник Поленов на гонорар от проданной картины купил землю для будущего имения, художник Саша Тонкий на первый гонорар купил себе крутой набор масляной краски, набрал гору еды в супермаркете и приехал в интернат со словами: «Всем попкорна в этом заведении за мой счет»
В мае 2009 года я впервые пришла в детский дом для особых детей на окраине Питера. Когда-то я была журналистом и писала тексты про разные интересные истории в модные журналы. Потом мне захотелось делать интересные истории самой. И вот однажды, спустившись в очередной раз с Гималайского хребта, вместо того, чтобы проверить почту за полгода, я открыла HeadHunter. Там было написано: Павловскому детскому дому нужны волонтеры. Я позвонила, пообещала, что готова делать все, что умею, лишь бы это приносило пользу. Оформила медкнижку в рекордные сроки, и, не имея никакого опыта общения с особыми детьми, внезапно стала для них лучшим другом.
Несколько лет я занималась социальными инклюзивными проектами. Это когда обычные и необычные люди вместе что-то делают. То есть мне сразу стало понятно: можно бесконечно приводить клоунов в детдом, дети порадуются, но в обществе, за забором, ничего не поменяется. А меня сразу заинтересовала именно глобальная ситуация. Конечно, я не первый космонавт на Луне — и до моего появления в знаменитом детском доме работали несколько фондов. Но, пожалуй, я первый человек, который начала искать, как выйти из этой сансары. Не зная, за что хвататься, первым делом я позвала всех своих друзей стрит-артистов раскрасить бетонные заборы детдома яркими граффити. Среди них, кстати, был и Стас Багс, который спустя 9 лет возглавил студию «Новых городских художников».
Пять лет я провозилась с особыми детьми — точнее, подростками. Мы делали хэппенинги на Новой Голландии, совместные проекты с Русским музеем, рисовали мультфильмы, ездили в Москву, знакомились с Норштейном — всего не перечислишь. И вдруг они выросли. Всех воспитанников особого детского дома ждет универсальный сценарий — интернат для взрослых. Они не умеют читать и писать, много чего не умеют или не могут, как им жить самим? Поэтому существуют интернаты для взрослых. И там уже все вообще не весело.
В итоге мы с друзьями открыли маленький, но звонкий фонд имени Детей Павловска, который, используя энергию нуля, помог выселиться на свободу семи выпускникам Павловского детского дома. Вместо положенного койко-места в интернате они смогли получить квартиры и переехать. Нам не понадобился для этого штат специалистов, аренда офиса и миллионы рублей — нам нужна была только дружба и вера в ребят.
Итак, часть наших друзей выбралась, а половина застряла «в системе». В какой-то момент у нас закончились ответы на вопросы: в чем резон помогать людям из специнтернатов, какая польза обществу? Так как с некоторыми из этих ребят мы знакомы действительно давно, идея того, что они могут дать миру крутой арт, родилась довольно быстро. Для этого нужно было просто создать определенные условия.
Если чего-то очень сильно хотеть, оно обязательно произойдет. Мы встретили общественную организацию «Инфакто», которая предложила устроить арт-студию для наших художников на своей площадке. Так проект поселился в мастерской под лестницей во дворе-колодце одного из домов на Гороховой улице. Этому, правда, предшествовали два с половиной года изнурительного ремонта помещения волонтерскими силами. Петербургские арт-деятели нам в этом помогали: джазмены, скульпторы, фотографы, копирайтеры — все дружно месили цемент.