Самое ожидаемое IPO. Что нового о бизнесе Uber мы узнали перед выходом компании на биржу
Сколько зарабатывает сервис такси, сколько он потерял на сделке с «Яндексом» и чего опасается — главное из проспекта Uber к первичному размещению
Самое ожидаемое IPO года, — так предстоящее размещение на бирже акций Uber описывает Financial Times. По оценке Bloomberg, размещение Uber войдет в топ-10 крупнейших IPO в США за всю историю. После публикации заявки компании американской Комиссией по ценным бумагам (SEC) размещение сервиса такси приобрело более явные контуры. Вот что стало известно из опубликованных документов.
Идут на миллиард
Компания намерена выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE) под тикером UBER. В рамках размещения Uber собирается привлечь $1 млрд. Когда начнутся торги — пока не известно, однако источники Reuters говорят, что IPO запланировано на начало мая.
В документах, опубликованных SEC, не указан ценовой диапазон размещения, что не позволяет оценить всю компанию. Собеседники Reuters сообщали, что сервис рассчитывает на оценку $90-100 млрд.
Прибыльный бизнес
Прошлый год оказался для Uber прибыльным. Согласно документам, прибыль компании в 2018 составила $997 млн. Годом ранее она зафиксировала убыток в $4 млрд, а в 2016-м — в $370 млн. Операционный убыток снизился с $4 млрд в 2017 году до $3 млрд.
Выручка Uber за три года выросла почти в три раза — с $3,8 млрд в 2016 году до $11,3 млрд — в 2018-м (в 2017 году она составила $7,9 млрд). Выручка только от основного бизнеса — заказа такси — выросла с $3,5 млрд в 2016-м до $9,2 млрд в прошлом году (всего было произведено заказов на $49,8 млрд). Остальные доходы принесли сервис доставки еды Uber Eats и другие проекты.
Uber предупреждает в разделе о рисках, что «понес значительные убытки с момента своего создания» и ожидает, что его операционные расходы «значительно возрастут в обозримом будущем».
На 31 декабря 2018 года активы Uber оценивались в $23,99 млрд. Свободные средства на счетах составляли $6,4 млрд.
Убытки от сделки с «Яндекс.Такси»
В прошлом году в России Uber создал совместную компанию с «Яндекс.Такси». По условиям сделки, около 59,3% совместной компании оказались у «Яндекса», 36,9% — у Uber, еще 3,8% достались сотрудникам. При закрытии сделки компания оценивалась более чем в $3,8 млрд, сообщал «Яндекс».