С VHS-кассет на Netflix: зачем стриминговые сервисы закупают аниме и создают собственные тайтлы
Стриминговые платформы продолжают воевать за зрителей и просмотры. Сегодня главным оружием Netflix и конкурентов стало японское аниме — сервисы соревнуются в количестве тайтлов и не жалеют бюджетов на сотрудничество со студиями анимации, чтобы создавать собственные сериалы
Интерес к японской визуальной культуре за пределами Японии начал набирать обороты в 1965 году, когда на американском телевидении начали трансляцию аниме «Астробой» — экранизации одноименной манги (японский комикс — Forbes Life) художника и режиссера Осаму Тэдзуки. Очередной виток популярности случился на рубеже 1980-1990 годов, когда мангака Кацухиро Отомо выпустил аниме «Акира» — уже легендарный киберпанк про банды байкеров-подростков, детей-эсперов, военных и революционеров в декорациях Нео-Токио. «Акиру» создавали с самым большим по тем временам бюджетом в 700 млн иен ($6,3 млн по современному курсу). Спустя год этот рекорд побил Хаяо Миядзаки — его студии «Гибли» потребовалось 800 млн иен ($7,2 млн по современному курсу) на создание аниме «Ведьмина служба доставки».
В родной Японии за 1988 год «Акира» собрал в прокате 750 млн иен ($6,8 млн по современному курсу), а затем начал наступление на Запад. В 1989 году аниме появилось в ограниченном прокате в США, следом в Великобритании, после чего вышло на VHS-кассетах. Распространением в Америке занимались Orion Pictures, в Великобритании — Manga Entertainment (специально созданное подразделение для дистрибуции аниме и манги компании Island). В мировом прокате «Акире» удалось собрать $49 млн, продажи кассет принесли еще $30 млн.
«Акира» получил статус культового аниме и образчика классической научной фантастики. Сестры Вачовски вдохновились творением Кацухиро Отомо при создании «Матрицы», а в образе Одиннадцать из «Очень странных дел» братьев Даффер четко прослеживаются отсылки к детям-эсперам из лабораторий Нео-Токио. Среди фанатов «Акиры» числится и Канье Уэст — он признавался, что аниме Отомо является для него большим источником вдохновения, и позднее доказал это в клипе Stronger.
Спустя годы после релиза «Астробоя» и «Акиры» мировой рынок анимации пополнился множеством японских произведений. Массовый успех получили франшизы «Сейлор Мун», «Покемоны», Dragon Ball и «Дораэмон», в последние несколько лет — «Наруто» и «Атака Титанов». Так благодаря манге «Атака Титанов», созданной художником Хадзимэ Исаямой, японскому издательству Kodansha в 2014 году удалось увеличить выручку на 107,3% — это был первый рост прибыли компании за 19 лет. На 2020 год издательство продало 100 млн копий томов «Атаки Титанов», а студии, занимающиеся созданием одноименного аниме, сообщали об увеличении прибыли.
Последняя глава манги «Атака Титанов» выйдет 9 апреля этого года. Аниме, по традиции, закончится позже. История неоднозначного противостояния человечества и гигантов подошла к концу — Исаяма поставил точку и, кажется, не планирует вновь возвращаться к произведению, которое прославило его на весь мир. Он хоть и давний поклонник манги Хирокихо Араки «Невероятные приключения Джоджо», но не готов по примеру коллеги постоянно заново изобретать главного героя и продолжать тем самым повествование. Исаяме, по его признанию, больше нечего сказать в рамках «Титанов», поэтому Kodansha ищет новый успешный тайтл, который повторит судьбу предшественника, обеспечив прибыль и издательству, и студиям анимации. К этой гонке на волне популярности японской визуальной культуры подключились западные гиганты стриминга.
Потоковая трансляция аниме
В феврале этого года стриминговый сервис Netflix объявил о начале сотрудничества с японской студией Wit — создателями первых трех сезонов «Атаки Титанов». Американская и японская компании совместно запустили «Академию анимации Wit», где будут готовить будущих художников аниме под руководством известных представителей индустрии — бывшего аниматора студии «Гибли» Хитоми Татэно, президента Wit Джорджа Вада и главного продюсера Netflix по аниме-контенту Таики Сакураи. Успешным ученикам Netflix обязался покрыть расходы на обучение ($5 670) и проживание в Японии ($1 417 в месяц). Такая щедрость, как и сам запуск академии, неспроста — после выпуска студенты будут трудиться над проектами студий Wit и дочерней Production I.G. для Netflix, который уже несколько лет вкладывается в аниме.