С расчетом на российских коллекционеров: в Лондоне продают рисунок Леонардо да Винчи
«Русский леонардизм» — многовековая иррациональная русская любовь к Леонардо да Винчи — двигает арт-рынок. Пример успешного рыночного леонардизма — $450 млн за «Спасителя мира» да Винчи из собрания миллиардера Дмитрия Рыболовлева. 8 июля на лондонских торгах Christie’s — рисунок Да Винчи «Голова медведя», мифологического животного восточных славян. Аукционный дом рассчитывает на российских коллекционеров.
8 июля на аукционе Christie’s во время сессии «Исключительных торгов» будет продан рисунок Леонардо да Винчи, «Голова медведя» — один из восьми рисунков художника, которые остались в частных руках. Эксперты расходятся в датировке, но едины в оценке значимости рисунка, сделанного серебряной иглой по бумаге (трудоемкая техника, освоенная художником в мастерской Верроккьо). Голова медведя, так же как и наброски собачьих лап из собрания Национальной галереи Шотландии в Эдинбурге и фигура идущего медведя из Метрополитен-музея в Нью-Йорке, считаются анималистическими «лабораторными работами» Леонардо. Накопленный опыт художник применил, например, в создании картины «Портрет Чечилии Галлерани», известной также как «Дама с горностаем».
Ожидаемая цена продажи рисунка — £8 млн-12 млн. История владения работой отслеживается с XVIII века, начиная с лондонской коллекции сэра Томаса Лоуренса, президента Королевской академии художеств. В 1860 году душеприказчик Лоуренса продал рисунок на Christie’s.
С 1930-х годов рисунок головы медведя — участник ретроспективных выставок Леонардо да Винчи. В 2018-2019 годах рисунок в составе выставки «Шедевры Лейденской коллекции» американского фондового инвестора Томаса Каплана был показан в ГМИИ им Пушкина, а затем в Эрмитаже.
За продажу работы Леонардо отвечает глава департамента рисунка и тиражной графики Ноэль Аннесли, который рассказал Forbes Life, что означает для арт-рынка появление на торгах работы Леонардо да Винчи.
— Согласно провенансу работы из каталога аукциона, рисунок принадлежал прежнему владельцу, американскому бизнесмену Томасу Каплану, чуть больше 10 лет, с 2008 года. В чем в таком случае коммерческая выгода подобной инвестиции, ведь у работ старых мастеров низкая волатильность?
— Цены на старых мастеров и правда не растут как на дрожжах. Рассчитывать на какую-то сверхприбыль, инвестируя в искусство старых мастеров, не приходится, но свою стоимость они в целом сохраняют неплохо. Кроме того, если речь идет о выдающемся в плане редкости и качества произведении, оно, скорее всего, в итоге возобладает над рыночной конъюнктурой. К тому же, мода и вкусы постоянно меняются, с этим ничего не поделаешь. Это в равной степени относится как к старым мастерам, так и к художникам остальных поколений.
Опыт работ с российскими коллекционерами подсказывает, что ты никогда не знаешь наверняка, чего от них ожидать
— Этот рисунок был показан на выставке, которая проходила в ГМИИ им. А.С. Пушкина и в Государственном Эрмитаже, но при этом работа не была включена в выставочный каталог. Как вы думаете, почему владелец собрания принял такое решение?
— Я знаю, что в этой коллекции преобладают произведения северного Возрождения, а у этого рисунка очевидно итальянские корни. Возможно, это послужило причиной, но детали мне неизвестны.
— Как вам кажется, вызовет ли рисунок интерес со стороны российских коллекционеров? Что вы думаете о возможностях русского рынка в отношении работ старых мастеров?
— Наш опыт работ с российскими коллекционерами подсказывает, что ты никогда не знаешь наверняка, чего от них ожидать. Говорю это как комплимент. Круг их интересов крайне широк. У этой работы есть очень характерная черта — собственно, предмет изображения, голова медведя. Образ медведя играет важную роль в культуре вашей страны. Это одна из причин, наряду с тем фактом, что автором рисунка является величайший гений в истории искусства, почему российские коллекционеры должны обратить на него внимание.