Новости науки.

Тренды

Новости науки

Солнечная система

«Мятежный дух» на орбите Юпитера

Астероид 2015 BZ509 решил идти собственным путем. Среди множества собратьев, плывущих по течению орбиты Юпитера, он стал настоящим нонконформистом: вместо того чтобы вращаться вокруг Солнца в одном направлении с другими астероидами, он выбрал встречную полосу — ретроградную орбиту. Дважды за оборот астероид встречается с Юпитером, пролетает невероятно близко к газовому гиганту и умудряется с ним не столкнуться. Ученые подсчитали, что этот трюк 2015 BZ509 исполняет около миллиона лет. Многолетняя практика отношений небесных тел построила весьма стабильную орбиту астероиду — столкновений не предвещается, а астрономы тем временем пытаются понять природу таинственного объекта.

Источник: P. Wiegert, M. Connors and C. Veillet // Nature. March 30, 2017

Виды

Котики любят нас

Благодаря исследованию зоопсихологов из Университета штата Орегон появились научные подтверждения того, что кошки любят общение с людьми даже больше, чем еду. Ученые попытались разобраться, верны ли веками отбрасывающие тень на репутацию кошек обвинения в нелюдимости этих «гуляющих сами по себе» зверей. Для проведения эксперимента котикам предложили выбрать между человеком, едой, игрушкой и приятным запахом, предварительно лишив их всего этого на несколько часов. Половина испытуемых предпочла взаимодействие с человеком, и только 37% выбрали пищу, причем такое горячее желание общаться с людьми высказали не только кошки, живущие в семьях, но и взятые из приютов. Авторы обращают внимание на то, что индивидуальные предпочтения кошки зависят от породы и истории ее жизни. Любите котиков, и тогда у вас появится шанс превзойти в их глазах миску с кормом!

Источник: K. R. V. Shreve et al. // Behavioral Processes, March 24, 2017

Клетки

Mикробы с пулеметами

Эволюция — борьба за существование, которая иногда превращается в настоящую войну. Нет мира и среди микробов. Динофлагелляты, например, используют оружие, напоминающее гарпуны — подобное имеется в стрекательных клетках медуз. Но недавнее исследование показало, что для охоты медузы и микробы производят разные белки, то есть они пришли к схожим решениям различными эволюционными путями. У каждого вида микробов тоже свой путь в этой гонке вооружений — динофлагелляты вида Polykrikos lebouriae выбрасывают при нападении один гарпун, а Nematodinium — до пятнадцати, расположенных наподобие вращающегося блока стволов. Перефразируя Антона Павловича Чехова, можно сказать, что второй супротив первого — как пулемет супротив ружья.

Источник: P. Monahan // Science, March 31, 2017

Молекулы

Пусть старость подождет

Совместное исследование ученых из Нидерландов, Австрии и США дает нам возможность влиять на процессы старения на клеточном уровне. Стареющие клетки с поврежденными ДНК перестают делиться. Далее должен наступать апоптоз — естественная гибель этих поврежденных клеток. Но в некоторых клетках процесс апоптоза не запускается, и они накапливаются в организме. Как следствие, накапливаются и возрастные изменения тканей.

Синтезированный в новом исследовании белок FOXO4-DRI блокирует мешающие апоптозу процессы, очищая организм от проблемных клеток. Эксперимент показал отсутствие побочных эффектов при терапии этим белком у мышей и обращение вспять ряда возрастных изменений. Будем ждать, что покажут испытания белка на людях.

Источник: Marjolein P. Baar et al. // Cell, March 23, 2017

Комментарий

«Приходи на “Научный субботник” — приберись в своей голове»

Евгений Насыров, руководитель проекта «Всероссийская лабораторная»

22 апреля впервые пройдет «Научный субботник» — масштабная акция по проверке научной грамотности «Всероссийская лабораторная», организованная НКО «Рыбаков фонд» и поддержанная РАН и ведущими университетами страны

Сколько весит зрачок кита и можно ли увидеть клетку животного без микроскопа? Есть ли холестерин в подсолнечном масле и сколько ГМО в пачке соли? Правда ли, что в мозге человека активно только 10% нервных клеток? За академический час всем желающим нужно ответить на несколько десятков таких вопросов. Мы думаем, что это вполне посильно для взрослого человека. Обойдемся без формул и уравнений! Физика, биология, химия для нас одинаково важны, да и границы между ними зачастую достаточно условны.

Акция пройдет в десятках городов страны: в университетах, школах, музеях, библиотеках и НИИ, а также онлайн — на сайте roslaba.org. Освежить свои знания об устройстве мира вам помогут наши «завлабы», среди которых ведущие ученые страны — астрофизик Борис Штерн, биоинформатик Михаил Гельфанд, нейробиолог Василий Ключарев и многие другие.

Свой результат каждый «лаборант» узнает немедленно. Однако спешить домой не стоит. После теста на эрудицию вас ждут опыты и эксперименты, экскурсии по лабораториям и фаблабам, фильмы и игры.

Мы как организаторы надеемся не только провести праздник здравого смысла вообще и науки в частности, но и получить первый массив информации для исследования научной грамотности россиян. Таких работ в стране совсем мало, а без этих данных многое в нашей науке и образовании приходится делать вслепую.

Фотография

На Южном полюсе, под станцией Амундсен-Скотт, расположен IceCube — крупнейший в мире детектор нейтрино, трудноуловимых «частиц-призраков», не участвующих в электромагнитных взаимодействиях. Ученые надеются, что результаты недавних наблюдений на этом приборе помогут заполнить пробелы в наших знаниях о строении материи.

Схема

День зависимости

Гаджеты отнимают массу времени: мы пишем первое сообщение в мессенджер, едва открыв глаза утром, охотимся на покемонов немалую часть рабочего дня, а в любой непонятной ситуации начинаем листать френдленту. Мы начинаем беспокоиться, если смартфон находится от нас дальше расстояния вытянутой руки — налицо признаки зависимости. Исследование с участием 104 студентов Университета Калифорнии показало, что в среднем молодые люди «залипают» в телефоне на 3,6 часа в день. 51% из них проверяет телефон более 70 раз в сутки. Однако опрошенные отрицают наличие зависимости: количество взаимодействий со смартфоном недооценивали вдвое.

Цифра

14,42 млн квадратных километров — площадь арктического льда, зафиксированного американским Национальным центром данных о снегах и льдах (NSIDC) зимой 2017-го. Третий год подряд значение достигает рекордного минимума. За все время наблюдения площадь уменьшилась на 1,22 млн квадратных километров — в битве с глобальным потеплением мы уже проиграли приблизительно пять Великобританий в ледяном эквиваленте. Как бы не потерять всю планету — сокращение арктических льдов в свою очередь ускоряет потепление и ослабляет наши шансы на выживание!

Фотографии: NASA/JPL-Caltech; Kevin Dooley/flickr/CC BY 2.0; Andy Leppard/flickr/CC BY 2.0; из личного архива Евгения Насырова; National science foundation

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба

Реконструировали события из жизни Сира, чтобы выяснить, что привело к трагедии

Русский репортер
Мечта шахтера Мечта шахтера

Эрни Форд не знал, что шахтерская песенка «Шестнадцать тонн» прославит его

Энергетика Энергетика

Атомный век научил людей бояться атома

Биография Хидео Кодзима. История одного гения Биография Хидео Кодзима. История одного гения

Как складывалась судьба Хидэо Кодзимы и чем он заслужил определение «гений»

Замыкая цикл Замыкая цикл

Атомный реактор БРЕСТ-ОД-300 должен показать замыкание топливного цикла

Россия, Кудыкина гора Россия, Кудыкина гора

Огнедышащий Змей Горыныч обнаружен под Липецком

С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем С пылу с жару: “Лакричная пицца” Пола Томаса Андерсона — ромком, который стоит посмотреть всем

Как Полу Томасу Андерсону удалось снять фильм про любовь, сбивающую с ног?

Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны Мегапиксели не решают: какие характеристики камеры смартфона не менее важны

На какие характеристики камеры смартфона стоит обращать внимание

Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров Почему мигает курсор при вводе текста? Так 54 года назад ветеран корейской войны решил проблему старых компьютеров

История анимации, которая более полувека помогает пользователям писать быстрее

TJ
Время для любви Время для любви

Мне казалось, что с появлением малыша я поменяюсь кардинально. Именно внутренне

Домашний Очаг
Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов Итаф Рам: «Женщина — не мужчина». Дебютный роман дочери палестинских иммигрантов

Отрывок из романа Итаф Рам — о женщинах в семьях палестинских иммигрантов

Групповой звонок Групповой звонок

Наталья Османн — почему не стоит избегать групповых практик

Elle
Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт Нужны ли миру цифровые деньги? Объясняет эксперт

Кто лидирует в гонке цифровых валют и что будет, если деньги уйдут в digital?

12 вопросов о Деде Морозе 12 вопросов о Деде Морозе

На самом деле Дед Мороз — злое славянское божество? Кто придумал Снегурочку?

Arzamas
Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях Смех сквозь слезы: комедии о жутких жизненных ситуациях

Драмеди, над которыми можно и посмеяться, и поплакать

Фазы Луны влияют на агрессивность акул Фазы Луны влияют на агрессивность акул

В новолуние шансов пострадать от акулы меньше

Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом Дешево и безвкусно: 6 атрибутов, которые портят ваш дом

Будьте внимательны к своему дому: что стоит исправить в своем жилище?

Как построить коллайдер на Луне (и зачем) Как построить коллайдер на Луне (и зачем)

Сооружение невиданных масштабов – ускоритель частиц, змеей обвивающий Луну

БИНТИ БИНТИ

Бюро иностранной научно-технической информации

Игра фактур Игра фактур

Современный, функциональный интерьер с яркими акцентами

Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта Археологи раскопали в южной галерее Денисовой пещеры 3154 каменных артефакта

Найденные каменные артефакты относятся к среднему и верхнему палеолиту

О спорт, ты сон О спорт, ты сон

Поднять себя в 6 утра на тренировку или поспать подольше?

Men’s Health
Главное – говори! Главное – говори!

Чулпан Хаматова празднует 15-летие фонда «Подари жизнь»