Роковой штырь: как строитель потерял часть мозга и стал плохим парнем
Несчастный случай с рабочим Финеасом Гейджем привел к неожиданным последствиям.
Славный малый
Какие ассоциации вызывает Америка XIX века? Освоение Дикого Запада, ковбои, грабежи поездов, стычки с индейцами, золотая лихорадка, бесконечные караваны переселенцев. Сплошной вестерн, в общем. Повсюду дерзкие ребята, готовые без лишних вопросов вытащить револьвер и продырявить оппонента.
Однако и в то буйное время попадались хорошие парни, зарабатывающие себе на жизнь честным (но изнурительным) трудом. Таким был Финеас Гейдж, родившийся в 1823 г. в глуши штата Нью-Гемпшир. Место рождения и пролетарское происхождение предопределили род занятий юноши.
С ранних лет он вкалывал на низкооплачиваемой работе, выделяясь среди сверстников отменным трудолюбием. В то время переселенцы поняли, что добираться до диких мест на западе быстрее и безопаснее на поездах, чем в хлипких фургонах. Попасть под град стрел индейцев комфортнее в металлическом вагоне, а не верхом на лошади.
Начался бум строительства железных дорог, куда потянулись толпы добропорядочных американцев. Закономерно, что к ним присоединился Гейдж. Наряду с фанатичным трудолюбием он обладал хорошими манерами, не сквернословил (это и сейчас редкость, а тогда — сам понимаешь), не притрагивался к алкоголю и даже не играл в карты.
Как он умудрился быть таким тургеневским юношей в столь брутальные времена — отдельный вопрос. Положительный парень быстро продвинулся и стал бригадиром в 25-летнем возрасте. Гейдж даже и представить себе не мог, что ему суждено обогатить науку новыми представлениями о строении и функционировании мозга, а его многострадальный череп окажется в анатомическом музее Гарварда.
Штырь
13 (да-да!) сентября 1848 г. во время работ по прокладке рельсов, недалеко от Вермонта, произошел несчастный случай. Гейдж руководил бригадой взрывников, расчищавших место от скальных пород для строительства железной дороги. В результате допущенного просчета произошла преждевременная детонация, заставшая Гейджа с металлическим штырем в руках. Под воздействием взрывной волны метровый трамбовочный штырь диаметром 3,2 см превратился в полноценный снаряд. Шестикилограммовая железяка пробила насквозь