Искусство
Сезон 2020–2021 казался сложным и непредсказуемым. Но очевидно, что арт-мир выстоял — несмотря ни на что, открывались выставки и новые пространства, творческие идеи кочевали из офлайна в онлайн и обратно, а произведениям искусства, в отличие от людей, даже удавалось путешествовать. Всё это в очередной раз доказывает банальную истину: для искусства нет границ, ни метафизических, ни реальных
Российский павильон в Венеции
Реконструкция
Главное представительство России на мировой арт-сцене, павильон в венецианских садах Джардини предстал на Архитектурной биеннале в мае этого года в обновлённом виде. Здание в неорусском стиле, напоминающее терем, было построено в 1914 году по проекту Алексея Щусева и давно нуждалось в комплексной реконструкции. Открытый конкурс выиграло российско-японское бюро KASA молодых архитекторов Александры Ковалёвой и Кея Сато. В итоге получилось во многом воссоздать изначальный проект, добавив деталей и смыслов. Фасады снова сделали зелёными, окна, заложенные в ХХ веке, раскрыли, балкон с видом на лагуну реконструировали. Вход в нижний зал стал трёхарочным, на верхний этаж вернулся щусевский паркет, а между этажами добавилась лестницабалкон из светлого металла. Реконструкция и стала главной темой павильона, по решению куратора биеннале Ипполито Пестеллини Лапарелли и комиссара Терезы Иароччи Мавики, директора фонда V-A-C. Заявляя идею в конце 2019 года, они планировали, что молодые архитекторы прямо на биеннале будут работать над новым проектом, но началась пандемия, и последние два года павильон прожил в двух измерениях — реальном, где расчищались стены и ремонтировалась крыша, и виртуальном — на цифровой платформе Open (pavilionrus.com), где с мая 2020 года художники, кураторы, архитекторы исследуют роль культурных институций в обществе. Два мира соседствуют и в экспозиции — трогательные рисунки KASA рассказывают о проведённой реконструкции. А в нижних залах видеоигры исследуют виртуальные миры и сообщества людей, их населяющие, а заодно отвечают на главный вопрос всей биеннале: «Как мы будем жить вместе?»
NFT-арт
Блокчейн
NFT, или невзаимозаменяемый токен, — инструмент блокчейна, появившийся ещё в 2017 году, но в этом сезоне связка NFT с искусством вызвала настоящий бум. Токенизировать свои работы стали и новички, и звёзды. Новые арт-объекты на ключевых платформах Foundation, SuperRare, Rarible появляются ежеминутно. Самой громкой стала продажа в марте 2021 года на онлайн-аукционе Christie’s за $69,3 млн работы «Каждый день: первые 5000 дней» цифрового художника Beeple. NFT-арт находит своё место и в музеях. С апреля в Подземном музее парка «Зарядье» идёт выставочный цикл SOVRISK #напотоке, где вместе с физическими объектами демонстрируется российский NFT-арт. Выставки сменяются каждые три недели, и уже были показаны первый NFT Павла Пепперштейна, спецпроект группы AES+F (на фото), работы Михаила Цатуряна, Сергея Маслова и Алексея Андреева (художника анимационного фильма «Кин-дза-дза!»). Многие эксперты говорят, что ценовой всплеск быстро пройдёт, но художники уверены, что NFT-платформы дают прямой доступ к новой аудитории коллекционеров по всему миру.
Галерея Superblue
Иммерсивное искусство
Один из гигантов на рынке современного искусства, галерея Pace в декабре презентовала в Майами новый проект — галерею Superblue. Здесь уже показали инсталляции JR, Ника Кейва, Джеймса Таррелла, Эс Девлин, DRIFT, teamLab (на фото). «Это другой способ вовлечения людей — опыт, в котором они становятся участниками, а не зрителями», — говорит Молли Дент-Броклхёрст, сооснователь Superblue и экс-директор Pace London. Проект ориентирован на продажу билетов и объектов под заказ, и это хорошо рифмуется с современной социокультурной повесткой — поколение Z борется со сверхпотреблением, выбирает аренду недвижимости вместо покупки, а ради лайков в соцсетях покупает цифровую одежду. Для них Superblue предлагает уникальный опыт, который благодаря иммерсивной составляющей будет у каждого своим.