«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

РБКОбщество

«Уберизаторы» мусора

Энтузиасты приучают россиян к раздельному сбору бытовых отходов

Текст: Ирина Юзбекова
Фото: Ирина Белоносова для РБК

Пока государство пробует «обелить» мусорный рынок через реформу «сверху», в стране растет число энтузиастов, которые «снизу» пытаются приучить жителей городов к раздельному сбору бытовых отходов — ключевой потребительской привычке в комплексе целей зеленой экономики. Журнал РБК узнал у основателей проектов-первопроходцев, какие модели они внедряют и реально ли заработать на экологически ответственных россиянах.

Uber для мусора

Проект: Sborbox
Концепция: Вывоз мусора из квартир
Место: Москва
Основатели: Андрей Сычев, Михаил Морозов
Инвестиции: $1 млн

Сервис Sborbox — пионер внедрения бизнес-модели экономики совместного потребления (sharing economy) в мусорной индустрии. Проект придумали в 2018 году предприниматели Андрей Сычев и Михаил Морозов. Название взяли из общего профессионального прошлого — партнеры, знакомые около десяти лет, когда-то вместе работали на спортивном медиапортале Sportbox.ru (входит в холдинг «Матч!»). В новую для обоих сферу первым занесло Сычева — он стал сотрудником оператора по перевозке твердых бытовых отходов «Город99» и придумал модель «Uber для мусора», а затем позвал присоединиться к проекту бывшего коллегу.

Суть концепции Sborbox — создание сети специалистов по сбору нескольких видов отходов из квартир (сборщиков). Сборщики, по замыслу Сычева и Морозова, должны стать посредниками между населением и компаниями, заинтересованными во вторсырье. Рекрутируются специалисты в основном из числа дворников — сервис обещает им дополнительный доход до 20 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать эти деньги, сборщик должен регулярно забирать из оговоренного места в подъезде вынесенные жильцами — участниками проекта пакеты с вторсырьем — макулатурой, пластиковыми (ПЭТ) бутылками, алюминиевыми и консервными банками. По словам основателей Sborbox, у сервиса уже более 200 партнеров-сборщиков. Часть из них получают на дополнительную работу разрешение от управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом, рассказывают предприниматели.

Пользователи Sborbox могут связаться со сборщиком или оставить заявку на появление сборщика в своем подъезде через одноименное мобильное приложение. Совокупная аудитория сервиса — несколько тысяч человек, а доступен он около 100 тыс. человек, уточняют Сычев и Морозов. В приложении есть функция уведомления сборщика о выставлении мусора в подъезд. После ее активации сборщик собирает пакеты, сортирует вторсырье и в собственном интерфейсе создает заявку на продажу отходов. В феврале 2019 года с помощью Sborbox было собрано 30 т вторсырья, говорит Морозов.

Следующий участник цепочки — перевозчик. Сейчас со Sborbox сотрудничают несколько частных перевозчиков и одна транспортная компания, которую создатели не называют. Ее грузовики покупают вторсырье у сборщиков и перепродают его переработчикам. В приложении можно узнать, где находится ближайший пункт приема того или иного вида вторсырья.

Sborbox уже привлек именитого инвестора — $1 млн в течение полутора лет в стартап согласился вложить Equity Algorithm, венчурный фонд бывшего заместителя руководителя медиахолдинга ВГТРК Дмитрия Медникова (ВГТРК — эксвладелец Sportbox.ru). Equity Algorithm также должен подыскать проекту стратегического партнера, рассказал Медников журналу РБК. «Переработка отходов — один из самых быстрорастущих сегментов в мире, он будет только развиваться», — объяснил Медников логику инвестиции.

Cервис работает бесплатно, но рассматривает несколько моделей монетизации, говорит Морозов. Одна из идей — взимание комиссии с участников цепочки оборота вторсырья, прежде всего с перевозчиков. «Мы собираемся масштабировать бизнес и подключать больше домохозяйств, в идеале — всех», — делится планами сооснователь Sborbox.

А пока проект может похвастаться высоким уровнем лояльности аудитории: 95–97% пользователей, которые скачивают приложение, остаются его клиентами, радуется Медников.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию.

Такси для пластика

Проект: «Экотакси»
Концепция: Транспортировка мусора частными водителями
Место: Челябинск, Волгоград, Москва
Основатель: Дмитрий Закарлюкин
Инвестиции: до 100 тыс. руб.

По другой модели работы с отходами пошел предприниматель Дмитрий Закарлюкин. До 2012 года он работал в сфере рекламы и маркетинга. Однажды друзья предложили организовать волонтерскую уборку на берегах озер в родном Челябинске — так он увлекся темой защиты окружающей среды, а спустя год решил превратить увлечение в бизнес. Сервис Закарлюкина «Экотакси» посредничает между населением и заводами-переработчиками, зарабатывая на комиссии за вывоз сортированных отходов.

Пользователи должны оставить заявку на сайте проекта. После этого к ним приедет сборщик мусора и на своем автомобиле вывезет отходы на сортировочную станцию. Первым оператором и водителем «Экотакси» в 2013 году был сам Закарлюкин — сначала он оплачивал и развитие сайта, и топливные расходы. Однако со временем обслуживание машины легло на плечи пользователей — для физлиц выезд «Экотакси» в Челябинске сегодня стоит 200 руб., для юрлиц — 300 руб. Совокупные инвестиции на запуск сервиса ограничиваются 100 тыс. руб. «Это небольшие деньги», — оценивает Закарлюкин.

Модель оказалась востребованной. Сначала «Экотакси» собирало три вида отходов — ПЭТ-бутылки, макулатуру и стекло (дальше собранное сырье отвозится на переработку). Однако основатель проекта заметил у аудитории стойкий интерес к утилизации батареек. На одном из экологических форумов Закарлюкин поделился наблюдением с владельцем и директором челябинского завода «Мегаполисресурс» Владимиром Мацюком (и так способствовал появлению на Урале первого в стране предприятия по переработке батареек.

Парк «Экотакси» в Челябинске со временем вырос до четырех автомобилей. В основном это минифургоны, говорит Закарлюкин. Остальные водители работают по франшизе — основатель обучает партнеров, а взамен берет 25% от их прибыли. «В партнеры много кто просится, но в основном экоактивисты-мечтатели, которые не способны поднять проект. Поэтому я не на все франшизные заявки отвечаю положительно», — делится основатель компании. Аудитория «Экотакси» в Челябинске — около 2 тыс. пользователей.

В 2018 году сервис начал региональную экспансию — партнеры проекта появились в Волгограде, Перми, Санкт-Петербурге и Москве. Во всех городах пока работает по одной машине. Стоимость разнится: если в Перми и Волгограде выезд «Экотакси» стоит столько же, сколько в Челябинске, то в Петербурге услуга стоит 400 руб. для граждан и 600 руб. для компаний, а в Москве — рекордные 1000 руб. (для всех категорий клиентов).

Столичные расценки Закарлюкин называет «вынужденной мерой из-за особенностей логистики»: «Экотакси» становится элитной услугой. Им пользуются те, у кого есть деньги и кто сознательно не хочет отправлять отходы в Ярославскую область».

Курьер для вещей

Проект: «Собиратор»
Концепция: Сбор отходов и вещей для благотворительности
Место: Москва
Основатель: Валерия Коростелева, Леонид Синицын
Инвестиции: 400–600 тыс. руб. в месяц

Основатели «Собиратора» Валерия Коростелева и Леонид Синицын еще в 2014 году начали поддерживать тему ответственного потребления — ради этого они даже организовали общественное экологическое движение «Раздельный сбор». Новый проект активисты запустили в сентябре 2018 года. «Собиратор» — социальный сервис по сбору вторсырья на переработку, а также вещей для благотворительных фондов и приютов для животных.

Житель Москвы может заказать на сайте проекта курьера, который приедет на машине и заберет отходы по любому адресу в пределах МКАД. За день автомобиль может объехать 25 адресов. За месяц компания отрабатывает 500–650 бесплатных заявок. «Иногда люди объединяются с соседями и друзьями. Мы не работали в новогодние праздники, а сразу после этого получили сто заявок», — рассказывает Коростелева.

График бесплатной машины расписан на несколько месяцев вперед. Собранные вещи автомобиль отвозит на склад, где активисты «Собиратора» распределяют их для предприятий по переработке и благотворительных фондов, а потом развозят по нужным адресам. У проекта есть и пункт приема, куда пользователи сами могут привозить вещи.

«Собиратор» принимает макулатуру, стекло, металл, тетрапак, некоторые виды полиэтилена, электронику, аккумуляторы от портативной техники, одежду, обувь, игрушки и другие отходы. В 2012 году Коростелева уже запускала прототип «Собиратора» — карту попутчиков, которые по дороге в пункт приема вторсырья могли забрать отходы у других людей. «Тогда было мало пунктов приема, и через всю Москву редко кто ездил сдавать отходы», — вспоминает она.

Окупить проект за счет продажи вторсырья невозможно и сегодня. Работа «Собиратора» обходится в 400–600 тыс. руб. в месяц, деньги идут на аренду двух складов, автомобиля, топливо и другие цели. Несколько сотен тысяч рублей удается получить за счет продажи вторсырья и пожертвований, остальное покрывают вложения основателей. «Собиратор» не берет денег с жителей Москвы, чтобы «как можно больше людей участвовали в проекте и формировали новые привычки», объясняет Коростелева.

Месяц назад компания также запустила экотакси — платный сервис по вывозу вторсырья. Автомобиль можно заказать за 1 тыс. руб. в пределах МКАД и за 1,5 тыс. руб. для поездки в область. В первый месяц работы у этого направления появилось 150 клиентов, и их число растет, заключает Коростелева.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Утилизация с риском Утилизация с риском

Как устроена переработка опасных отходов

РБК
Правила жизни Фрэнсиса Форда Копполы Правила жизни Фрэнсиса Форда Копполы

Правила жизни режиссера кинотрилогии «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы

Esquire
От спроса к предложению От спроса к предложению

В 2018 году обозначился поворот в направлении экономики предложения

Forbes
Убивают ли двигатель топливные присадки? Убивают ли двигатель топливные присадки?

Каждый день на дороги выезжают миллионы машин

4x4 Club
Зеленые воротнички Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБК
«Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости «Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости

Что поможет противостоять «психологическому хищнику»

Psychologies
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
Зрим в корень! Зрим в корень!

Дизайнер интерьера Анастасия Комарова делится секретами сервировки стола

SALON-Interior
Новый черный Новый черный

Почему индустрия моды встраивается в зеленую экономику

РБК
Режиссер Пол Фиг: о магии визуального искусства в кино, патриархальном Голливуде и героических женщинах Режиссер Пол Фиг: о магии визуального искусства в кино, патриархальном Голливуде и героических женщинах

Эссе режиссера Пола Фига — о радости вызывать смех без помощи диалогов

Playboy
«Все выдумки не стоят естества…» «Все выдумки не стоят естества…»

На свете есть немало людей, уверенных, что небо над нами бороздят НЛО

Наука и жизнь
Девушка Мороз Девушка Мороз

Короткая платиновая стрижка, точеные скулы, шрам, похожий на иероглиф

Esquire
Мобильный банкир Мобильный банкир

Основатель Revolut Николай Сторонский предрекает смерть традиционных банков

Forbes
Лана Дель Рей Лана Дель Рей

Правила жизни Ланы Дель Рей

Esquire
Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье» Елизавета Боярская: «Сидеть дома с мужем и детьми – это счастье»

Прогулка по весеннему Петербургу с Елизаветой Боярской – чем не план на выходные

Grazia
«Кодекс общежития»: как основатели Skyeng не сломались на старте «Кодекс общежития»: как основатели Skyeng не сломались на старте

Компания Skyeng смогла преодолеть несколько кризисов и не развалиться

Forbes
Следствие по телу Следствие по телу

Как не забросить спорт и какие процедуры для тела стоит сделать самой

Grazia
Перенос контактов с iPhone на Android: 5 способов Перенос контактов с iPhone на Android: 5 способов

Как перенести контакты с iPhone на Android?

CHIP
Правила жизни Шер Правила жизни Шер

Правила жизни певицы и актрисы Шер

Esquire
Мы совершенно случайно обнаружили очень страшный фильм ужасов на Netflix Мы совершенно случайно обнаружили очень страшный фильм ужасов на Netflix

Если вы любите хорроры, срочно отправляйтесь смотреть «Элай»

GQ
Обычные отношения. Как сериал «Нормальные люди» стал манифестом любви миллениалов и поколения Z Обычные отношения. Как сериал «Нормальные люди» стал манифестом любви миллениалов и поколения Z

Сериал «Нормальные люди» стал хитом: его уже посмотрело 16 млн человек

Forbes
Порно и мороженое Порно и мороженое

Глобализация провалилась, и с этим трудно спорить

4x4 Club
Борис Акунин: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами» Борис Акунин: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами»

Лучшие цитаты Бориса Акунина

Maxim
История о Гарри Поттере родилась вовсе не в легендарном шотландском кафе, куда годами ездили фанаты саги. Об этом рассказала Роулинг История о Гарри Поттере родилась вовсе не в легендарном шотландском кафе, куда годами ездили фанаты саги. Об этом рассказала Роулинг

Джоан Роулинг развеяла очередной любимый фанатами миф

Esquire
Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели” Мифы о “Каспийском монстре”: почему экранопланы “не взлетели”

Как разбивается о суровую реальность миф об экранопланах

Популярная механика
Эоценовые анчоусы оказались крупными саблезубыми хищниками Эоценовые анчоусы оказались крупными саблезубыми хищниками

Предками современных анчоусов могли быть рыбоядные хищники

N+1
Итальянский извод кэмпа: Prada SS 11, Dolce & Gabbana SS 13, Gucci SS 16 Итальянский извод кэмпа: Prada SS 11, Dolce & Gabbana SS 13, Gucci SS 16

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Weekend
Зри в корень! Как уберечь глаза на удаленке Зри в корень! Как уберечь глаза на удаленке

Что поможет сохранить зрение в период самоизоляции?

Лиза
13 сериалов, которые мы будем смотреть этим летом 13 сериалов, которые мы будем смотреть этим летом

Лучшие сериалы лета 2020

GQ
«Маячки», по которым манипуляторы вычисляют жертв «Маячки», по которым манипуляторы вычисляют жертв

Чем опасны личностные проблемы и как не дать манипулятору ими воспользоваться?

Psychologies
Открыть в приложении