О системе ночного видения, разработанной предпринимателем Максимом Кузьминым

РБКHi-Tech

Предприниматель из Екатеринбурга учит автомобили видеть в темноте

Текст Валерия Позычанюк

Ночь, зима, неосвещенная дорога. На обочине припаркован автомобиль, в свете фар — сугроб и небольшой участок асфальта, окруженные темнотой. Мимо проносятся два автомобиля, но водителю видны лишь слепящие световые пятна. Он переносит взгляд на экран устройства Irway и четко различает: первая машина была синего, вторая — желтого цвета.

Irway — это система ночного видения, разработанная предпринимателем из Екатеринбурга Максимом Кузьминым. Проект, который он затевал для собственных нужд, получил 8 млн руб. за победу в федеральном конкурсе стартапов и планирует привлечь еще 120 млн руб. инвестиций, чтобы запустить серийное производство.

Кузьмин основал первый бизнес сразу после университета в начале 1990-х: выпускник Уральского политехнического института (сейчас входит в состав УрФУ) уже во время учебы понял, что специальность «инженер-строитель» не для него и надо делать что-то свое. Фирма Кузьмина «Металлайн» занималась поставками металлов и демонтажем нефтехимического оборудования. Объем заказов единовременно мог составлять $3–4 млн, вспоминает бизнесмен. За сложными марками стали нередко приходилось «мотаться за рубеж».

«В год наезжали по 100 тыс. км — больше, чем обычно проезжают таксисты или дальнобойщики, — рассказывает Кузьмин. — За один раз могли отмотать 3 тыс. км, большую часть — ночью». Ночная езда вообще удобнее дневной, объясняет он: на федеральных трассах днем очень напряженное движение, а ночью все дороги свободны, «единственная проблема — плохая видимость». «Фары ближнего света освещают максимум 50 м вперед, а по статистике водитель 80–90% времени вынужден ездить именно с ними. На скорости 100 км/ч это очень мало и точно недостаточно, чтобы вовремя среагировать на помеху», — говорит Кузьмин.

Тогда-то он вместе с партнерами задумался об устройстве, которое могло бы помочь решить проблему с видимостью. Но оказалось, что готовых решений на рынке практически нет: к середине 2000-х системы ночного видения в тестовом режиме устанавливали на своих автомобилях разве что Cadillac и другие люксовые автопроизводители. «Эти системы подходили только конкретным маркам, а коробочного решения, которое можно взять и поставить на любую машину, не было», — констатирует предприниматель.

Правда, на рынке были системы на основе тепловизоров — приборов, которые составляют картину ночного пространства на основе разницы температур. «Но если вы едете по трассе и поперек дороги лежит бревно, тепловизор не спасет. Получается, полагаетесь на систему, которая не может обезопасить», — отмечает бизнесмен.

Победа в конкурсе акселератора GenerationS принесла стартапу Кузьмина 8 млн руб.

Так он пришел к решению собрать устройство на основе другого принципа ночного зрения — с помощью инфракрасных (ИК) камер. В полной темноте они дают четкую картинку и видят все предметы без исключений, говорит Кузьмин. Но есть и недостатки: «Если у камеры высокая чувствительность, то любой яркий свет, например от фар встречного автомобиля, приводит к засветке и вместо картинки на экране вы получаете белое пятно. А если чувствительность понизить, камера просто перестает видеть в темноте».

Несколько лет предприниматели бились над решением проблемы. «Мы никогда до этого ничего подобного не разрабатывали, поэтому во всем приходилось разбираться с нуля, — вспоминает Кузьмин. — Сначала пытались понять принципы работы подобных устройств, потом стали ставить эксперименты. Мы вообще больше практики, чем теоретики».

Опыты показали, что на качество «видения» влияют не только особенности ИК-камеры, но и другие факторы. Отдельной проблемой стал подбор объектива. Все они давали много искажений, световых колебаний и шумов, что сводило на нет работу всей системы. В итоге каждый объектив, который закупают Кузьмин и его партнеры, пересобирается вручную. Предприниматель не уточняет, как именно, — ноу-хау Irway патентуется.

Команде пришлось разработать и собственную IT-систему обработки изображения с камер, позволившую свести к минимуму проблемы с чувствительностью. Другое новшество — система подсветки. Она подключается напрямую к фарам и включает ИК-подсветку в момент, когда это нужно водителю. Гордятся в Irway и системой вывода изображения на лобовое стекло. В отличие от других гаджетов, использующих этот прием, устройство екатеринбуржцев отсвечивает картинку под зеркало заднего вида, чтобы изображение дороги было четко на уровне глаз.

В разработку всей системы основатели вложили около $1 млн собственных денег. Стартап развивался параллельно с основным бизнесом Кузьмина, за счет которого и финансируются разработки Irway.

Когда первая версия устройства была протестирована разработчиками, встал вопрос, что делать дальше. «Мы показали ее нескольким специалистам из автопрома, все ответили: очень круто, продолжайте», — вспоминает Кузьмин. В 2013 году стартап выпустил первую серию устройств: 100 штук, практически полностью собранных вручную. Однако продать их оказалось непросто: люди не понимали, что это, сокрушается предприниматель.

«Мы посадили команду менеджеров по продажам: они искали потенциальных клиентов и пытались объяснить, что мы делаем и зачем это нужно. А параллельно мы искали покупателей среди своих знакомых. Спрос приходилось создавать с нуля», — говорит Кузьмин.

В итоге первая сотня устройств разошлась по всей стране: среди покупателей были и обычные автолюбители, и транспортные компании, а несколько систем даже отправились в гараж президента России — на автобусы из его автопарка, а также в «Сургутнефтегаз» на служебные автомобили. «Мы пытались охватить как можно больше отраслей, чтобы понять, кому устройства действительно нужны, а на кого можно в будущем не тратить время», — объясняет Кузьмин.

За последние четыре года Irway выпустила семь поколений своих систем. Каждая продавалась тестовыми партиями в несколько десятков штук, а всего стартап продал около 500 устройств по 55 тыс. руб. каждое. В 2017 году уральская компания поучаствовала в федеральном акселераторе GenerationS. «Мы с помощью УрФУ подали заявку в трек для проектов, разрабатывающих технологии двойного назначения. И выиграли его. А потом прошли в финал — и выиграли его тоже», — улыбается предприниматель.

За первое место стартап получил 8 млн руб. и выход на федеральную аудиторию: о проекте рассказали телеканалы, его разработками заинтересовались инвесторы и автопроизводители, утверждает Кузьмин. В ближайшее время компания планирует привлечь 120 млн руб.: уже поступило несколько предложений от российских инвесторов, продолжает он. «Деньги пойдут на запуск промышленного производства. Собирать системы вручную очень дорого, полученной прибыли не хватает, чтобы развивать проект. Если сделка состоится, сможем выйти на массовый рынок — и это будет уже совсем другая история», — заключает предприниматель.

Фото: Irway

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Нити цивилизации Нити цивилизации

Текстиль учил людей считать, подталкивал технический и социальный прогресс

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
И не новичкам сложно И не новичкам сложно

О трудностях при покупке недвижимости в Лондоне и окрестностях

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Лебединый хрип Лебединый хрип

«Мария»: Анджелина Джоли в байопике Марии Каллас

Weekend
Ничего личного Ничего личного

Почему не стоит давать советы окружающим?

VOICE
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
Секреты расшифровки Секреты расшифровки

Как прочесть берестяную грамоту?

Вокруг света
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении