Октябрь восемнадцатого
Русский авангард: сто и один год после революции.
Обидно, но — увы! — русское искусство не интересует никого, кроме нас самих. Хорошо, иногда интересует китайцев, но в основном русское искусство (неважно, соцреализм или передвижников) покупают только те, у кого к России есть что-то личное. А на мировом арт-рынке наше наследие невысоко котируется. Единственное, но яркое исключение — авангард. Отчасти потому, что только его можно считать по-настоящему новаторским, до этого русское искусство было, не побоюсь этого слова, вторичным (если не сказать подражательским). А вот авангард — один из самых узнаваемых наших брендов — задал вектор развития всего мирового искусства XX века. Да и XXI, в общем, тоже.
Художественное течение, которое позже, в 1950-х, стали называть русским авангардом, формально зародилось в 1907 году, когда образовалась группа «Голубая роза». Пик его развития пришелся на период Первой мировой и революционных событий в России. Революция придала ему импульс — к событиям 1917-го можно относиться по-разному, но нет сомнений в том, что, не случись революции, русский авангард имел бы куда более бледный вид. Революционерам нужно было свое искусство — запрос на визуализацию новых жизненных устремлений был как никогда высок, а левым художникам импонировала решительность большевиков. Ментальное освобождение от традиций породило целый художественный мир, абсолютно новый. В 1917–1920-е годы пропагандистская эстетика переживала расцвет, которым в немалой степени обязана гениальным мастерам слова и плаката — Александру Родченко, Эль Лисицкому, Владимиру Маяковскому и Константину Клуцису. Даже сегодня их стилистика актуальна и прямые цитаты из их работ можно встретить не только на рекламных щитах, но и на подиумах во время многочисленных недель мод: Гоша Рубчинский, олимпийская форма и т. д.
Подъем был недолгим: сталинские репрессии уже к середине 1930-х положили конец творческим экспериментам. Несмотря на обширность того, что сегодня понимают под русским авангардом (движения супрематистов, футуристов, лучистов и прочих абстракционистов), сроки его жизни вполне конкретны: с 1907-го по 1932-й, когда вышло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» и художественные объединения были запрещены. Но за это время были созданы уникальные вещи. Русский авангард, повторюсь, — единственное отечественное искусство, которое имеет собственный рынок вне России. Первые его имена — Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал — признаны авторами мирового значения. Их живопись на международных торгах (в основном по направлению Impressionism & Modern Art) встречается чаще, чем на тематических торгах русского искусства, и их ценовые рекорды сравнимы с результатами Пикассо или Модильяни. Более того, в топ-10 самых дорогих работ русских художников, когда-либо проданных на аукционах, мастера авангарда занимают четыре места. А Давид Бурлюк — самый ликвидный русский живописец последних десятилетий. Из всех его картин (1651), выставлявшихся на торгах