Уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям

РБКБизнес

Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно

Выпускник МГУ им. Ломоносова, к.э.н., с 2014 года — директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. До прихода в фонд работал в Программе развития ООН (ПРООН), Евразийском банке развития и других институтах развития. В WWF России пришел координатором по нефтегазовому сектору Глобальной арктической программы в 2011 году. В качестве приглашенного эксперта Арктического совета участвовал в разработке соглашения по готовности и ликвидации нефтеразливов. Выступает инициатором развития «зеленого» финансирования: участвовал в выпуске первых в России «зеленых» облигаций, работал над адаптацией Целей устойчивого развития ООН для РФ. По инициативе Бабенко вышел русскоязычный глоссарий по «зеленой» экономике и проведено первое исследование по практике ответственного финансирования в российском банковском секторе.

Для понимания термина «зеленая экономика» нужно осмыслить одну довольно простую вещь: любая деятельность имеет не только финансово-экономический результат, но и внешнее дополнительное воздействие. Как положительное, так и отрицательное. У российского бизнеса до недавнего времени это воздействие было в основном отрицательным — изъятие ресурсов, трансформация ландшафтов, загрязнение окружающей среды. Однако потребителю, особенно так называемому поколению Z, теперь важно не только то, что он покупает, но и история, связанная с производством покупки. И это начинает менять способы ведения бизнеса в сторону экологической ответственности, утверждает директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Михаил Бабенко.

Рубль плюс

Возьмем, к примеру, лесное хозяйство: можно оставить после себя пустыню, а можно снова посадить лес, и если правильно ухаживать, через несколько десятилетий иметь на том же самом месте новое сырье. Да, речь идет о дополнительной нагрузке — вложениях, создании инфраструктуры, привлечении мощностей. Но из этого вовсе не обязательно следуют убытки или снижение прибыльности.

Или вот горно-металлургические компании. Почему они начинают иначе смотреть на бизнес? Потому что партнеры задают вопросы: как были добыты эти ресурсы? Оценивают имиджевые риски: не были ли нарушены социальные права работников, нет ли риска аварий, когда, например, может быть истреблено все живое в бассейне реки. Это риски, касающиеся не только самой компании, но и ее кредиторов, покупателей, поставщиков, сотрудников. Снижение таких рисков хоть и требует инвестиций, но в итоге приводит к снижению издержек по всей цепочке поставок. Так реализуется концепция «рубль плюс».

Мы говорим об этом уже лет десять, и лишь недавно нас начали слышать. Мы пытаемся донести до лиц, принимающих решения в государстве и бизнесе, что быть экологически ответственным выгодно. Есть реальные примеры, когда ESG-рейтинг (Environmental, Social, Governance — окружающая среда, общество, корпоративное управление. — РБК) помогал привлечь более дешевые заемные средства. Мне известны как минимум три такие истории у финансовой группы ING, когда для компаний с высоким качеством управления экологическими рисками создавались специальные кредитно-инвестиционные продукты, поскольку такие компании показывают более устойчивый и стабильный рост стоимости.

Бизнес начинает искать новые модели развития. Например, «ноль отходов на полигон» — ищут потребителей на отходы, и это направление превращается в отдельную бизнес-единицу. Сложнее всего здесь дается на самом деле очень простая вещь — сесть и подсчитать. Например, энергоэффективность. Начинаешь разговор об этом, а в ответ: это вы про лампочки что ли? В том смысле, что есть дела поважнее. Но когда стоит вопрос выживания бизнеса, как раз надо ловить мелочи и уходить от подхода Business as usual (все делаем как обычно) — снижать платежи и зарабатывать на том, что приносило убыток или просто выбрасывалось. Потом ведь оказывается, что новые решения становятся экономически выгодными меньше чем за год.

Мы говорили с ретейлерами, подписавшими меморандум об устойчивом развитии, про то, что их побудило к этому. Первое — требование инвесторов, и особенно это важно для тех, чьи бумаги обращаются на биржах за пределами России. Что вы делаете в области устойчивого развития? Как измеряете? Как формулируете свою роль в устойчивом развитии? И инвесторы ожидают конкретные цифры, а от наличия или отсутствия ответов зависит привлекательность компании для инвестиций.

Второе — потребитель. Его роль пока не очень велика, но появляется новый слой покупателей, которым важно, например, что рыба добыта без ущерба экосистеме. Они ищут на полках магазинов наклейки «эко». Хотя часто такие наклейки не имеют реального отношения к экологической безопасности, появился даже термин «гринвошинг», или «зеленый камуфляж». Но факт остается фактом: ретейлеры адаптируют полки под спрос, им приходится считаться с изменениями спроса, и это сказывается на их поставщиках.

И есть еще один неожиданный драйвер: требования сотрудников. Людям действительно не все равно, в какой компании они работают.

Конечно, если бизнес-модель заточена на снятие сливок и исчезновение, то ответственное ведение дел для компании неактуально. Но уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям.

Молодо-зелено

Да, «зеленую наклейку» в магазине чаще всего требуют представители поколения Z, которое «еще не окончило колледж» и на которое «мы еще посмотрим через десять лет». Грета Тунберг высказалась от имени этого поколения, и хотя за ней есть целое движение молодежи, реальных рычагов в части принятия решений пока нет. И, может быть, во многом это дань моде. Предсказывать, как поведет себя поколение Z через десяток лет, вряд ли возможно. Но каждое поколение оставляет след в образе жизни. Хиппи нам оставили не только джинсы — мода прошла, но мир уже перестал быть таким, каким был до них. И новая мода может в итоге оказаться новой экосистемой, новой природой нашего мира. Осознанный выбор, поиск новых бизнес-моделей — это все может стать очень мощным драйвером новых технологических решений и побочных продуктов. Многие решения можно найти у самой природы: взять те же деревья — вновь посаженный лес, за которым ухаживают, растет быстрее, он более качественный, лучше поглощает углекислоту, восстанавливает экосистему для дикой природы. И его опять можно вырубить и опять посадить. Крупные компании, управляемые иногда теми самыми бывшими хиппи, смотрят больше чем на десять лет вперед. И им нужно искать решения, чтобы соответствовать массовому спросу. Протест нового поколения направлен против медлительности чиновников. Но многие государства уже принимают стратегии «зеленого» развития. И мы видим их первые результаты — например, страны Скандинавии целенаправленно уходят от использования углеводородов. А иногда это не превентивная, но вынужденная мера. В 2013 году Казахстан принял стратегию перехода на «зеленую экономику»: страна просто поняла, что к 2025– 2030 годам столкнется с дефицитом пресной воды. Китай делает сегодня фантастические вещи — правда, сначала пришлось столкнуться с тем, что во многих городах стало сложно передвигаться без респиратора. Дышать нечем, и китайцы теперь ограничивают кредитование для загрязняющих воздух предприятий, и действуют очень быстро. Они уже отказались от строительства 150 угольных электростанций, вводят мораторий на рубку лесов.

Что такое хорошо и что такое плохо? Если решения принимаются на волне, на хайпе, и эта волна превращается в необдуманное регулирование — это нехорошо. Это рост административной нагрузки, риск появления финансовых пузырей. Но все больше компаний становятся «зелеными», потому что это выгодно и создает дополнительную стоимость, обеспечивает ресурс на десятилетия вперед. Например, ретейлеры, получающие овощи и фрукты с Севера Африки. Климат меняется, и может оказаться, что продуктов оттуда скоро не будет — так что ретейлерам просто приходится заниматься охраной природы и адаптацией, чтобы снижать долгосрочные риски. И самый большой плюс — эту пользу обязательно оценит потребитель.

Фото: Владислав Шатило для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

А был ли Нальчик? А был ли Нальчик?

Кантемир Балагов сегодня все ближе к Голливудским холмам

GQ
Чистим диск: что и где может занимать много места Чистим диск: что и где может занимать много места

Постоянно заканчивается свободное место на HDD или SSD?

CHIP
6 способов защиты от болезни Альцгеймера 6 способов защиты от болезни Альцгеймера

Есть полезные привычки, которые помогут сохранить ясность ума

Psychologies
Частичное репрограммирование омолодило клетки человека на пять лет Частичное репрограммирование омолодило клетки человека на пять лет

Ученые проверили технологию частичного репрограммирования

N+1
Антивирус: как укрепить психологический иммунитет Антивирус: как укрепить психологический иммунитет

Пандемия повлияла не только на наше здоровье, но и на экономику и образ мыслей

Psychologies
Юнона и авоськи Юнона и авоськи

Корзины и авоськи, с которыми теперь ходят не только в продуктовый

Vogue
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
Святая простота Святая простота

Валерия Дзюба считает, что роскошь — в простоте и свободе

AD
Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама» Ирина Шихман: «Моя проблема – это я сама»

«Я Ира, мне 37 лет, и я не хочу детей», – признается автор популярного канала

Psychologies
Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна Фильм «Съесть слона» – честный разговор о том, как могут жить люди с синдромом Дауна

Рассказываем о важном проекте «Съесть слона» вместе с его создателями

GQ
Кто в Инстаграме учит морали Кто в Инстаграме учит морали

Искренность, доброта и панические атаки нового поколения

Русский репортер
Зачем безумный гений Джеральд Джента создал свой часовой бренд Зачем безумный гений Джеральд Джента создал свой часовой бренд

как мануфактура Gérald Genta повлияла на всемирно известный бренд Bvlgari

GQ
Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины Поведение слизевика оказалось неплохим методом выявления космической паутины

Астрономы представили новый алгоритм поиска нитей космической паутины

N+1
9 неочевидных симптомов бесплодия, о которых стоит знать каждой паре 9 неочевидных симптомов бесплодия, о которых стоит знать каждой паре

Если вы не можете забеременеть в течение полугода, вам пора обратиться к врачу

Cosmopolitan
Храмы и серпантины Храмы и серпантины

Мотопутешествие по Армении

Мото
3 лучших романа, в которых миром правит искусственный интеллект 3 лучших романа, в которых миром правит искусственный интеллект

Писатели-фантасты рассуждают о сценариях будущего с развитым ИИ

Популярная механика
Дыра в ткани реальности, в теории, может уничтожить Вселенную Дыра в ткани реальности, в теории, может уничтожить Вселенную

Вселенная, возможно, съедает себя изнутри

Популярная механика
Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
Женское сердце: что вам нужно знать? Женское сердце: что вам нужно знать?

Как значительно снизить риски от сердечно-сосудистых заболеваний

Домашний Очаг
Как Крис Хемсворт приводит себя в форму Как Крис Хемсворт приводит себя в форму

Вы можете тренироваться, как Крис и даже вместе с Крисом

GQ
Почему даже профессиональные спортсмены стремятся к осознанности? Почему даже профессиональные спортсмены стремятся к осознанности?

Как ментальная подготовка стала неотъемлемой частью тренировочного процесса

GQ
Новая Альбина Новая Альбина

Альбина Джанабаева впервые снялась для «Домашнего Очага» и рассказала о себе

Домашний Очаг
Начать с главного Начать с главного

Проект квартиры, в котором кухня по авторскому дизайну стала ключевым элементом

SALON-Interior
Скорая помощь ребёнку Скорая помощь ребёнку

Из любопытства малыши могут засунуть что-то мелкое в нос или в ухо

Здоровье
Лучший враг человека. 9 неприятных историй, связанных с милыми собаками Лучший враг человека. 9 неприятных историй, связанных с милыми собаками

Собака — это существо, которое может доставить массу проблем окружающим

Maxim
Давайте жить дружно! Давайте жить дружно!

Нам ежедневно приходится общаться со множеством людей

Здоровье
Вода цветов Вода цветов

Гидролаты, или цветочные воды переживают новую волну популярности

Здоровье
Esquire на карантине: креативный продюсер Дмитрий Болдин — о том, как теперь проходят съемки Esquire на карантине: креативный продюсер Дмитрий Болдин — о том, как теперь проходят съемки

Первый день карантина я встретил как Том Круз в «Ванильном небе»

Esquire
Одна вокруг света: стоит ли ехать в кругосветку на машине Одна вокруг света: стоит ли ехать в кругосветку на машине

65-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
9 экспериментов над крысами, которые помогли понять много нового про людей 9 экспериментов над крысами, которые помогли понять много нового про людей

Крысы физиологически и интеллектуально близки к человеку

Maxim
Открыть в приложении