Уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям

РБКБизнес

Михаил Бабенко: Быть экологически ответственным выгодно

Выпускник МГУ им. Ломоносова, к.э.н., с 2014 года — директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. До прихода в фонд работал в Программе развития ООН (ПРООН), Евразийском банке развития и других институтах развития. В WWF России пришел координатором по нефтегазовому сектору Глобальной арктической программы в 2011 году. В качестве приглашенного эксперта Арктического совета участвовал в разработке соглашения по готовности и ликвидации нефтеразливов. Выступает инициатором развития «зеленого» финансирования: участвовал в выпуске первых в России «зеленых» облигаций, работал над адаптацией Целей устойчивого развития ООН для РФ. По инициативе Бабенко вышел русскоязычный глоссарий по «зеленой» экономике и проведено первое исследование по практике ответственного финансирования в российском банковском секторе.

Для понимания термина «зеленая экономика» нужно осмыслить одну довольно простую вещь: любая деятельность имеет не только финансово-экономический результат, но и внешнее дополнительное воздействие. Как положительное, так и отрицательное. У российского бизнеса до недавнего времени это воздействие было в основном отрицательным — изъятие ресурсов, трансформация ландшафтов, загрязнение окружающей среды. Однако потребителю, особенно так называемому поколению Z, теперь важно не только то, что он покупает, но и история, связанная с производством покупки. И это начинает менять способы ведения бизнеса в сторону экологической ответственности, утверждает директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Михаил Бабенко.

Рубль плюс

Возьмем, к примеру, лесное хозяйство: можно оставить после себя пустыню, а можно снова посадить лес, и если правильно ухаживать, через несколько десятилетий иметь на том же самом месте новое сырье. Да, речь идет о дополнительной нагрузке — вложениях, создании инфраструктуры, привлечении мощностей. Но из этого вовсе не обязательно следуют убытки или снижение прибыльности.

Или вот горно-металлургические компании. Почему они начинают иначе смотреть на бизнес? Потому что партнеры задают вопросы: как были добыты эти ресурсы? Оценивают имиджевые риски: не были ли нарушены социальные права работников, нет ли риска аварий, когда, например, может быть истреблено все живое в бассейне реки. Это риски, касающиеся не только самой компании, но и ее кредиторов, покупателей, поставщиков, сотрудников. Снижение таких рисков хоть и требует инвестиций, но в итоге приводит к снижению издержек по всей цепочке поставок. Так реализуется концепция «рубль плюс».

Мы говорим об этом уже лет десять, и лишь недавно нас начали слышать. Мы пытаемся донести до лиц, принимающих решения в государстве и бизнесе, что быть экологически ответственным выгодно. Есть реальные примеры, когда ESG-рейтинг (Environmental, Social, Governance — окружающая среда, общество, корпоративное управление. — РБК) помогал привлечь более дешевые заемные средства. Мне известны как минимум три такие истории у финансовой группы ING, когда для компаний с высоким качеством управления экологическими рисками создавались специальные кредитно-инвестиционные продукты, поскольку такие компании показывают более устойчивый и стабильный рост стоимости.

Бизнес начинает искать новые модели развития. Например, «ноль отходов на полигон» — ищут потребителей на отходы, и это направление превращается в отдельную бизнес-единицу. Сложнее всего здесь дается на самом деле очень простая вещь — сесть и подсчитать. Например, энергоэффективность. Начинаешь разговор об этом, а в ответ: это вы про лампочки что ли? В том смысле, что есть дела поважнее. Но когда стоит вопрос выживания бизнеса, как раз надо ловить мелочи и уходить от подхода Business as usual (все делаем как обычно) — снижать платежи и зарабатывать на том, что приносило убыток или просто выбрасывалось. Потом ведь оказывается, что новые решения становятся экономически выгодными меньше чем за год.

Мы говорили с ретейлерами, подписавшими меморандум об устойчивом развитии, про то, что их побудило к этому. Первое — требование инвесторов, и особенно это важно для тех, чьи бумаги обращаются на биржах за пределами России. Что вы делаете в области устойчивого развития? Как измеряете? Как формулируете свою роль в устойчивом развитии? И инвесторы ожидают конкретные цифры, а от наличия или отсутствия ответов зависит привлекательность компании для инвестиций.

Второе — потребитель. Его роль пока не очень велика, но появляется новый слой покупателей, которым важно, например, что рыба добыта без ущерба экосистеме. Они ищут на полках магазинов наклейки «эко». Хотя часто такие наклейки не имеют реального отношения к экологической безопасности, появился даже термин «гринвошинг», или «зеленый камуфляж». Но факт остается фактом: ретейлеры адаптируют полки под спрос, им приходится считаться с изменениями спроса, и это сказывается на их поставщиках.

И есть еще один неожиданный драйвер: требования сотрудников. Людям действительно не все равно, в какой компании они работают.

Конечно, если бизнес-модель заточена на снятие сливок и исчезновение, то ответственное ведение дел для компании неактуально. Но уже пора понять: от нас зависит, что останется нашим детям.

Молодо-зелено

Да, «зеленую наклейку» в магазине чаще всего требуют представители поколения Z, которое «еще не окончило колледж» и на которое «мы еще посмотрим через десять лет». Грета Тунберг высказалась от имени этого поколения, и хотя за ней есть целое движение молодежи, реальных рычагов в части принятия решений пока нет. И, может быть, во многом это дань моде. Предсказывать, как поведет себя поколение Z через десяток лет, вряд ли возможно. Но каждое поколение оставляет след в образе жизни. Хиппи нам оставили не только джинсы — мода прошла, но мир уже перестал быть таким, каким был до них. И новая мода может в итоге оказаться новой экосистемой, новой природой нашего мира. Осознанный выбор, поиск новых бизнес-моделей — это все может стать очень мощным драйвером новых технологических решений и побочных продуктов. Многие решения можно найти у самой природы: взять те же деревья — вновь посаженный лес, за которым ухаживают, растет быстрее, он более качественный, лучше поглощает углекислоту, восстанавливает экосистему для дикой природы. И его опять можно вырубить и опять посадить. Крупные компании, управляемые иногда теми самыми бывшими хиппи, смотрят больше чем на десять лет вперед. И им нужно искать решения, чтобы соответствовать массовому спросу. Протест нового поколения направлен против медлительности чиновников. Но многие государства уже принимают стратегии «зеленого» развития. И мы видим их первые результаты — например, страны Скандинавии целенаправленно уходят от использования углеводородов. А иногда это не превентивная, но вынужденная мера. В 2013 году Казахстан принял стратегию перехода на «зеленую экономику»: страна просто поняла, что к 2025– 2030 годам столкнется с дефицитом пресной воды. Китай делает сегодня фантастические вещи — правда, сначала пришлось столкнуться с тем, что во многих городах стало сложно передвигаться без респиратора. Дышать нечем, и китайцы теперь ограничивают кредитование для загрязняющих воздух предприятий, и действуют очень быстро. Они уже отказались от строительства 150 угольных электростанций, вводят мораторий на рубку лесов.

Что такое хорошо и что такое плохо? Если решения принимаются на волне, на хайпе, и эта волна превращается в необдуманное регулирование — это нехорошо. Это рост административной нагрузки, риск появления финансовых пузырей. Но все больше компаний становятся «зелеными», потому что это выгодно и создает дополнительную стоимость, обеспечивает ресурс на десятилетия вперед. Например, ретейлеры, получающие овощи и фрукты с Севера Африки. Климат меняется, и может оказаться, что продуктов оттуда скоро не будет — так что ретейлерам просто приходится заниматься охраной природы и адаптацией, чтобы снижать долгосрочные риски. И самый большой плюс — эту пользу обязательно оценит потребитель.

Фото: Владислав Шатило для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Тот, который не стрелял Тот, который не стрелял

«Тайная жизнь» — фильм-размышление о взаимоотношениях человека и бога

СНОБ
«Нет на свете страны, где нет магазинов» «Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

Монокль
Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей Четыре истории об отцах: как взрослели дети знаменитых людей

Отрывок из книги Джошуа Дэвида Стайна «Для меня он был просто папой»

РБК
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
С советской спецификой С советской спецификой

В СССР суды над военными преступниками стали проводить уже в 1943 году

Дилетант
(Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь (Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь

Forbes Life обнаружил примеры нового, осознанного родительства

Forbes
Машины времени: 15 лучших sci-fi комиксов Машины времени: 15 лучших sci-fi комиксов

Графические sci-fi романы, которые будут интересны взрослым

Популярная механика
«Как вы решите, так и будет»: полная речь Путина, в которой он согласился на обнуление президентских сроков «Как вы решите, так и будет»: полная речь Путина, в которой он согласился на обнуление президентских сроков

Расшифровка выступления Владимира Путина об обнулении его президентского срока

Forbes
Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже Александр Чернокульский: Через 50 лет борьба за климат обойдется дороже

Интервью с климатологом Александром Чернокульским

РБК
Ненаследуемые особенности строения мозга определили поведение дрозофил Ненаследуемые особенности строения мозга определили поведение дрозофил

Индивидуальность в поведении мух не зависит от генетических особенностей

N+1
На чем ездили девушки года журнала Playboy На чем ездили девушки года журнала Playboy

Очень крутые тачки

Maxim
Что общего у космонавтов и видеоблогеров Что общего у космонавтов и видеоблогеров

Как разговаривать с ребенком, который мечтает о модной профессии

СНОБ
Что за папка Windows.old, и зачем она нужна? Что за папка Windows.old, и зачем она нужна?

Эта папка может весить несколько гигабайт и занимать много места на диске

CHIP
Страх и ненависть на дороге: 13 самых несимпатичных автомобилей Страх и ненависть на дороге: 13 самых несимпатичных автомобилей

История знает немало откровенно специфических на вид машин

Популярная механика
Как быстро повысить иммунитет, не потратив лишних денег: 8 способов Как быстро повысить иммунитет, не потратив лишних денег: 8 способов

Эти меры помогут тебе повысить иммунитет и прийти в лучшую форму

Cosmopolitan
Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий? Антисептик VS мыло: что эффективней предотвращает распространение бактерий?

Правы ли те, кто предпочитает анисептики мылу

Cosmopolitan
Зеленый двор Зеленый двор

Палисадник около дома, который по силам каждому

Seasons of life
«Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю» «Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю»

История похудения

Худеем правильно
Уроки труда: как забота о доме и близких помогает нашей душе Уроки труда: как забота о доме и близких помогает нашей душе

Домашние дела могут дарить радость и вдохновение

Psychologies
10 лучших розыгрышей XX века 10 лучших розыгрышей XX века

Розыгрыши, которые вошли в историю

Maxim
Доход с разумным риском Доход с разумным риском

Специалисты советуют инвесторам-физлицам повышать уровень финансовой грамотности

РБК
Профессия, которой нет, но которая очень нужна всем Профессия, которой нет, но которая очень нужна всем

«Безыдейная» и «некреативная» девушка попросила помочь ей с профориентацией

СНОБ
Конец света: почему ксенон вымирает, а галогенки будут жить вечно Конец света: почему ксенон вымирает, а галогенки будут жить вечно

Вместе с самими автомобилями эволюционируют их комплектующие

Популярная механика
Солнечный серый Солнечный серый

Как заставить светиться интерьер, решённый в нейтральных оттенках серого

SALON-Interior
Почему в библиотеках США есть очереди на электронные книги, а издатели против свободной аренды литературы Почему в библиотеках США есть очереди на электронные книги, а издатели против свободной аренды литературы

Как компании завышают цены на электронные книги

VC.RU
Как «читать» музыкальное произведение Как «читать» музыкальное произведение

Музыкант и журналист Ляля Кандаурова написала книгу для детей родителей

СНОБ
«Моя мама мечтала о внуке, а я родила трех дочерей» «Моя мама мечтала о внуке, а я родила трех дочерей»

Евгения Мелингер наладила отношения с матерью и вернула бабушку дочерям

Psychologies
Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах

Американские ученые обнаружили внеземные сверхпроводящие материалы

N+1
Алкогений: Майкл Дуглас Алкогений: Майкл Дуглас

Напиваясь, Дуглас постепенно превращался в несмешную пародию на своих персонажей

Maxim
Открыть в приложении