Индия после Ганди
История крупнейшей демократии в мире
Книга «Индия после Ганди» (2007) – это хронология индийской истории после обретения страной независимости. На протяжении веков Индия была колонией, но в 1947 году все изменилось. После долгой борьбы за независимость индийцы получили возможность самостоятельно управлять своей страной. С тех пор путь Индии был нелегким, но она четко следует законам демократии, оставаясь самой большой демократической страной, которую когда-либо видел мир.
«Индия после Ганди» стала книгой года по версии the Economist, the Washington Post и the Wall Street Journal.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Индия после Ганди» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Туристы со всего мира едут в Индию посмотреть на Гималаи и Тадж-Махал, попробовать местную еду, воочию увидеть индийского слона и бенгальского тигра, заняться духовными практиками – или просто недорого отдохнуть. Возможно, вы уже успели полюбить Индию, а возможно, только собираетесь посетить эту «страну тысячи чудес» – в любом случае, вы наверняка захотите узнать больше о ее истории. Долгое время Индия была британской колонией, и этот факт сильно повлиял на ее историю и развитие. С момента обретения независимости страна пыталась прекратить межнациональные и межрелигиозные конфликты, выйти на путь демократии и улучшить положение всех граждан, независимо от их вероисповедания и социального статуса. С какими проблемами столкнулась Индия на этом пути и что изменилось в ее истории за последние 60 лет, вы сможете узнать из нашего обзора.
Узнайте, какой была история Индии после обретения независимости
Индия является второй по численности населения страной в мире после Китая. Но у Индии есть то, чего нет у Китая, – непрерывная череда побед демократии на выборах с момента обретения страной независимости от Британии в 1947 году.
Этот факт сам по себе уникален, учитывая, что Индия намного более разнообразна с этнической, религиозной и языковой точки зрения, чем любая европейская страна. Именно это разнообразие и заставило многих усомниться в способности Индии существовать как единая светская республика.
Возможно, в этом вопросе Индия развеяла сомнения, но ее этническое разнообразие и географические размеры создавали сложности в других вопросах. Индия появилась в результате решения Британии разделить свою бывшую колонию на два государства – мусульманский Пакистан и индуистскую Индию. Это спровоцировало всплеск насилия и массовую миграцию, а отношения между двумя странами безнадежно испортились, что привело к многочисленным военным конфликтам.
Но республика Индия продолжает существовать, невзирая на сложности и невзгоды. В ней проживают более миллиарда человек, которые говорят на более чем 720 языках и диалектах и регулярно участвуют в демократических выборах. И хотя демократия в Индии иногда оказывается под угрозой, будущее этой южно-азиатской страны выглядит светлым.
Из этого обзора вы узнаете:
- как Индия справилась с крупнейшим в истории человечества кризисом, связанным с наплывом беженцев;
- почему Индией недолго руководила единственная женщина-диктатор XX века;
- и почему о спорном регионе Кашмир до сих пор можно периодически услышать в новостях.
15 августа 1947 года Индия получила независимость от Британской империи
Любую историю современной Индии нужно начинать с периода британского правления. С XVII века британцы постепенно наращивали свое присутствие в регионе, и к 1857 году Индия официально вошла под управление британского правительства, став Индийской империей или Британским Раджем. Британцы управляли почти 300-миллионным индийским народом, говорящим на разных языках и исповедовавшим разные религии.
Среди британской элиты преобладало мнение, что самоуправление в Индии невозможно. Как сможет эта страна, со множеством национальностей и языков, которых больше, чем во всей Европе, быть единой, самоуправляемой республикой?
Эта точка зрения лучше всего отражена в заметках, сделанных британским индийским государственным служащим Джоном Стрейчи в 1888 году. Стрейчи отметил, что между Испанией и Шотландией больше сходства, чем между Бенгалией на востоке Индии и Пенджабом на западе.
Но эту точку зрения не разделяли в Индийском национальном конгрессе (ИНК) – политическом движении, образованном в 1885 году. Цель его участников состояла в том, чтобы все люди, проживающие в Индии, вне зависимости от языка, расы или религии, почувствовали себя индийцами. Они верили, что Индия может быть жизнеспособным, независимым государством.
К 1930-м годам, когда движение за независимость Индии стало набирать обороты, мнение британцев осталось прежним. Уинстон Черчилль считал, что независимую Индию ждет бесконечная гражданская война и насилие на этнической почве. Отношение Британии к Индии изменилось только после Второй мировой войны. Британия тогда серьезно пострадала экономически. Боевые действия истощили британскую экономику до такой степени, что она была не в состоянии поддерживать дорогостоящую колониальную империю. Тогда и осуществилась мечта ИНК.
15 августа 1947 года родилась Демократическая республика Индия, состоящая из 28 штатов, некоторые из которых по размеру были больше, чем территория Франции. Это достижение было замечательным во многих отношениях. ИНК удалось объединить в одну демократическую страну более чем 500 автономных древних регионов, известных как «государства-княжества». Только три княжества не стали частью новой Индии. Два из них, Джунагадх и Хайдарабад, новое индийское правительство аннексировало. Но вопрос с третьим, Джамму и Кашмир, оказался намного сложнее.
Объединение Индии стало исключительным политическим успехом. Индийский политик Сунил Хилнани даже считал, что создание Республики Индия стало третьим великим экспериментом демократии нового времени – после французской и американской революций.
Разделение Индии привело к массовой гибели людей, миграции и появлению Индии и Пакистана
Новое индийское правительство, в котором большинство представляли представители ИНК, отражало удивительную природу новой нации. В него вошли мужчины и женщины, родом из разных концов Индии, представляющие пять разных религий – буддизм, индуизм, ислам, сикхизм и христианство. Духовным «отцом нации» стал Махатма Ганди. Все речи и парады, которые прошли в столице Нью-Дели в День Независимости, начинались с обращения к нему.
Но Ганди не отмечал это событие – вместо этого он начал свою 24-часовую голодовку в знак протеста против индуистско-мусульманского насилия, которое привело к разделению Британской Индии на две страны – Индию и Пакистан. Жители Индии исповедовали разные религии, большинство из них были индуистами. Но на северо-западе и северо-востоке большинство исповедовали ислам. Ганди хотел видеть государство, которое объединило бы всех индийцев независимо от религии.
Против объединенной Индии выступали мусульманские политические лидеры, такие как Мухаммад Али Джинна. В августе 1946 года он возглавил День прямого действия – протест в Калькутте, в ходе которого участники потребовали создать отдельное мусульманское государство. Протест вылился в массовые беспорядки, в результате которых погибло 4000 человек, что, в свою очередь, привело к ряду событий, приведших к гибели более миллиона человек.
Ганди не мог спокойно наблюдать за эскалацией насилия и отправился босиком в путешествие длиной 200 километров с целью успокоить как мусульманские, так и индуистские общины. Но все это было бесполезно. И обострение религиозного насилия по всей Индии убедило британцев разделить ее на две новые страны.
Когда разделение стало неизбежным, в течение нескольких недель толпы беженцев стали перемещаться из одной страны в другую, опасаясь насилия на религиозной почве. Никогда еще в истории человечества такому большому числу людей не приходилось мигрировать так быстро. Однако Ганди это не смутило. В надежде остановить миграцию и насилие он продолжал путешествовать по всей стране, голодая и пропагандируя ненасилие.
Но индуистские экстремисты были недовольны попытками Ганди защитить индийских мусульман. 30 января 1948 года один из таких экстремистов по имени Натхурам Годзе выстрелил в Ганди во время молитвенного собрания.
Разделение Индии спровоцировали три основных фактора
В разделении страны нельзя винить одного человека, но действия британцев, ИНК и индийских мусульманских политиков повлекли за собой самый кровавый период в современной истории Индии.
Британцы приняли решение о разделе Индии, тем самым настроив мусульманские и индуистские общины друг против друга. Например, на организованных Британией муниципальных выборах в последние десятилетия Британского Раджа мусульмане могли голосовать только за других мусульман, а индуисты – за индуистов.
В том, что произошло, есть и вина ИНК. Они проигнорировали неоднократные призывы к политическому сотрудничеству со стороны Мусульманской лиги – политического движения, основанного Мухаммадом Али Джинной для продвижения интересов индийских мусульман. Ганди и руководство ИНК ошибочно полагали, что индийские мусульмане последуют за светской партией, а не за религиозной. Не дождавшись реакции ИНК, в 1940 году Джинна открыто провозгласил о своей цели создать независимое мусульманское государство.
Его амбиции оправдались, когда на региональных выборах 1946 года его партия получила подавляющее большинство мусульманских мест. ИНК тогда сосредоточилась на социальной политике, включающей земельную реформу и права трудящихся, а Мусульманская лига разжигала страхи о том, что после обретения независимости в Индии индуистское большинство будет править мусульманским меньшинством.
Именно после выборов, на которых Лига Джинны получила практически все мусульманские места, он организовал День прямого действия. Джинна надеялся, что эта мощная демонстрация силы еще больше разделит мусульманские и индуистские общины и вынудит Британию разделить Индию. Насилие, спровоцированное протестом, сыграло ключевую роль в решении Британии разделить страну.
Фактически раздел Индии прошел по границам, которые нарисовали на карте Северной Индии британские правители. Эти границы разделили общины, в зависимости от того, какую религию исповедовало большинство жителей. Две исторические провинции (Бенгалию на северо-востоке субконтинента и Пенджаб на северо-западе) разделили посередине, что спровоцировало новые перемещения толп беженцев.
Но прямая конфронтация между двумя народами произошла в другом регионе, расположенном вдоль индийско-пакистанской границы. Это было одно из трех княжеств, которые после обретения независимости решили не присоединяться ни к Индии, ни к Пакистану. Более того, это был район огромной стратегической важности, поскольку он граничил с Афганистаном, Китаем и Тибетом. Речь идет о Джамму и Кашмире.
Отношения между Индией и Пакистаном были испорчены территориальными претензиями, особенно в отношении Джамму и Кашмира
Джамму и Кашмиром правил махараджа-индуист Хари Сингх. До раздела Индии в княжестве было незначительное мусульманское большинство, но после исхода беженцев большинство стали составлять индуисты. Поскольку это был горный и достаточно изолированный регион, махараджа хотел, чтобы Джамму и Кашмир сохранял независимость, как Швейцария.
Но этим надеждам не суждено было осуществиться. 14 августа, в день обретения независимости Пакистаном, несколько групп пропакистанских повстанцев напали на войска махараджи. А в октябре несколько тысяч пакистанских захватчиков вторглись в этот регион, взяв под свой контроль столицу княжества Сринагар, при этом убивая мирных жителей – как немусульман, так и мусульман.
Сингх знал, что если он обратится к Индии за военной помощью, то расплачиваться придется присоединением княжества к Индии. Но у него не было другого выбора. Индийские военные быстро вмешались, и наступление захватчиков удалось остановить. Но с наступлением зимы армии пришлось отказаться от продвижения вглубь региона с целью освобождения новых земель.
Новый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, избранный ИНК, решил обратиться с этим вопросом в ООН. И Неру, и новый премьер-министр Пакистана Мухаммад Али Джинна выступили в Совете Безопасности с аргументами о необходимости проведения референдума: народ Джамму и Кашмира должен сам определяться, в какой стране он хочет жить. Однако Неру и Джинна не смогли договориться о том, какой должна быть временная администрация до проведения референдума, в результате ситуация стала патовой.
Индию тревожило то, что в ходе обсуждений в Совете Безопасности ее бывший колониальный сюзерен Британия встала на сторону Пакистана. В новую эпоху Холодной войны Британия, вероятно, видела в Джинне более полезного союзника, чем в Неру, ведь Пакистан был лучше расположен с точки зрения размещения авиабаз западных держав для нанесения ударов по Советскому Союзу. Кашмир находился всего в 20 км от советской границы, и Британия увидела возможность расположить базы еще ближе к своему врагу.
В 1948 году, когда зима подходила к концу, в Джамму и Кашмире возобновились боевые действия. Но когда стало понятно, что для дальнейшего продвижения индийским войскам придется вторгнуться на территорию Пакистана, на так называемой Линии контроля (фактической границе между Пакистаном и управляемыми Индией частями Джамму и Кашмира) сложилась тупиковая ситуация. Эта неофициальная граница сохраняется и по сей день, а конфликт все еще остается нерешенным.