Психотерапия: «перепрошивка» мозга
«Как это работает?», «А поможет ли мне разговор?», «Не проще ли посоветоваться с подругой?»... Не понимая принципов работы психотерапевта, мы порой заблуждаемся и лишаем себя квалифицированной помощи. Как можно «перепрошить» свой мозг в терапевтических отношениях и почему это приводит к позитивным изменениям в жизни?
Люди приходят на психотерапию, чтобы почувствовать себя лучше, но часто не знают, как именно она работает. Некоторые сомневаются, что разговор со специалистом может помочь. Многие обсуждают свои проблемы с друзьями, чтобы найти практические решения.
И хотя в психотерапии решение проблем тоже не редкость, чаще всего изменения происходят на гораздо более глубоком, бессознательном уровне. Этот процесс связан с особенностями устройства мозга, и его непросто воспроизвести за пределами отношений с профессионалом в этой области.
Мозг постоянно развивается. Те, кто в детстве пережившил болезненный опыт общения, научаются ожидать боли и в будущем. И тогда требуется новый тип отношений — например, терапевтических, — чтобы «переучить» мозг.
Почему терапевт не может просто сказать мне, что делать?
Чтобы понять, почему терапевтические отношения так ценны и их не может заменить совет из книги по самопомощи, необходимо чуть подробнее поговорить о развитии человеческого мозга.
Грубо говоря, он состоит из трех частей, представляющих различные фазы развития.
- Рептильный мозг развивается самым первым и отвечает за автоматический контроль таких жизненно важных функций, как дыхание.
- Лимбический мозг развивается следующим и отвечает за регуляцию эмоций и поведения.
- Самая молодая часть мозга, неокортекс, отвечает за функции более высокого порядка — символическое мышление, язык, логику.
Когда человек просит терапевта или друга сказать ему, что делать, он ищет решение на уровне неокортекса — нечто рациональное и осознанно реализуемое.