Противники сделки с ОПЕК во главе с Сечиным усилили позиции. Прислушается ли к ним Путин?
В России растет число противников продления соглашения с нефтяным картелем и дальнейшего ограничения добычи
Не секрет, что главный вопрос для нашей экономики — цена нефти на мировом рынке. Министр энергетики Александр Новак уверяет, что она остается на неплохом уровне только благодаря сделке ОПЕК+, которая, по его версии, оказалась исключительно удачной для России и ее бюджета. Сделка продлена до конца первого полугодия, но что касается участия в ней России, то тут нет былого единодушия. Раньше министру нужно было уговорить саудитов, а теперь убеждать приходится уже игроков внутри России.
Все более четко видны два основных лагеря, и каждый, естественно, пытается склонить на свою сторону «верховного арбитра» Владимира Путина. Начнем со сторонников продления сделки. Лидер этого лагеря Новак полагает, что для компаний и для государства важнее всего возможность заработать на достаточно приемлемой цене нефти. Дополнительные доходы бюджета за два года Новак оценил на уровне 6 трлн рублей. Сокращение же добычи рассматривается как не такая большая плата за дорожающую нефть. Долгое время эту идею поддерживали многие нефтяные компании. Но в последнее время лагерь скептиков явно набирает силу. Они считают, что стратегически участие России в ОПЕК+ и следование самоограничениям — путь в тупик. Пока русские и саудиты добычу держат и даже сокращают, американцы все делают наоборот.
Среднесуточная добыча в США в 2018-м выросла фантастическими темпами — на 2,1 млн баррелей, это почти 20% российской добычи, и дальше будет расти. Инфраструктурные ограничения для экспорта американской нефти постепенно снимаются. Цены на нефть, считают скептики, все равно пойдут вниз из-за роста американской добычи или других факторов: например, решения финансовых властей США по ключевой ставке или по использованию механизмов количественного смягчения. Россия же лишь потеряет время и упустит прибыль, ведь часть потребителей может переориентироваться на иные сорта нефти. США активно увеличивают поставки в Европу, откуда постепенно уходит российская нефть. Да, у нас есть растущий китайский рынок, но самоограничение в добыче радует далеко не всех.
Среди нефтяных компаний изначально сделкой была недовольна только «Роснефть». Игорь Сечин написал уже несколько писем Путину с изложением приведенных выше аргументов о том, что сделка ОПЕК+ помогает только США. «Роснефть» демонстративно говорит о планах нарастить добычу в этом году более чем на 4%, а также сообщает о рекордных капитальных затратах в объеме 1,2–1,3 трлн рублей на ближайшие два года в связи с запуском крупных новых проектов. Ранее из-за ОПЕК+ «Роснефти» пришлось отложить запуск Русского, Юрубчено-Тохомского и Лодочного месторождений. Компания всячески демонстрирует уверенность, что сделка продлена не будет. В позиции Сечина, возможно, есть и аппаратная составляющая: он привык воспринимать себя в нефтяной индустрии как «второго после Путина», и укрепление позиции Новака после заключения сделки ОПЕК+ могло его раздражать.