Крылатый внедорожник. Какие самолеты придут на смену Ту-134
Последний находящийся в строю «гражданский» Ту-134 22 мая совершит заключительный коммерческий рейс перед отправкой в новосибирский авиационный музей. Что позволило «сто тридцать четвертому» так надолго задержаться в воздухе и кто заменит неприхотливого ветерана?
Самолет Ту-134 авиакомпании «Алроса» 22 мая совершит последний коммерческий рейс — из якутского города Мирный в Новосибирск, где отправится в Музей авиации и космонавтики, сообщили в пресс-службе авиакомпании. Эту будет последний коммерческий рейс не только для этого борта, выпущенного в 1980-м и когда-то находившемся в личном пользовании певицы Аллы Пугачевой, но и для этой модели самолетов в целом.
«Сто тридцать четвертый» — самый массовый реактивный ближнемагистральный пассажирский самолет в СССР, всего было выпущено 852 машины. Первый испытательный полет состоялся в 1963 году; лайнер стал первым отечественным самолетом, сертифицированным по английским нормам летной годности. Ту-134 серийно выпускался Харьковским авиационном производственном объединении в 1966-1984 годах, поставлялся на экспорт (в Сирию, Афганистан, Вьетнам и Камбоджу). За характерный сильный шум двигателей Д-30 в СССР Ту-134 получил прозвище «Свисток», в кодификации НАТО — «Заскорузлый» (Crusty).
Чрезвычайная шумность закрыла самолету путь в европейское небо после вступления в силу приложения к Конвенции Международной организации гражданской авиации в 2002 году. Самолет использовался на внутренних российских рейсах. К 2009 году практически все крупные компании отказались от Ту-134. После катастрофы Ту-134 под Петрозаводском в 2011 году Дмитрий