Курсы валирийского и грибочки для полумужа: как бизнес зарабатывает на «Игре престолов»
Как российские компании привлекают клиентов с помощью образов самого популярного сериала HBO
Финальный эпизод сериала «Игра престолов» собрал рекордную аудиторию за всю историю сети HBO — по данным Nielsen, за развязкой саги следили 19,3 млн зрителей. И это не считая нелегальных просмотров — еще в 2017-м шоу вошло в книгу рекордов Гиннесса как самый востребованный на торрент-трекерах телепроект. Бизнес не мог пройти мимо такого ажиотажа: десятки компаний по всему миру изобретали собственные способы заработать на сериале. Так, кондитерский бренд Oreo переснял заставку «Игры престолов» с замками из печенья, сеть ресторанов Shake Shack добавила в меню бургер «Дракарис», а корпорация Diageo в честь воинства Короля Ночи переименовала виски Johnnie Walker в «Белого ходока» — White Walker. В России, согласно опросу ВЦИОМ, шоу смотрели всего 29% жителей, что не помешало многим предпринимателям последовать примеру западных коллег и поднять продажи за счет «Песни Льда и Пламени».
На одном языке
Специально для съемок «Игры престолов» были написаны два языка — дотракийский и валирийский. В книгах Джорджа Р.Р. Мартина они упоминаются вскользь, так что фразы героев сериала на этих языках можно было собрать из рандомных вымышленных слов. Но продюсеры задались целью создать полноценные лингвистические системы и привлекли лингвиста Дэвида Дж. Петерсона, который уже разрабатывал инопланетные языки для сериала «Вызов».
Российская онлайн-платформа по обучению английскому языку Educa первой в России догадалась использовать разработки Петерсона в маркетинговых целях. В 2017 году команда сервиса запустила курс по обучению высокому валирийскому языку — тому самому, на котором Дейенерис приказывала драконам дышать огнем (Dracarys!), а Арья приветствовала Безликих (Valar morghulis). Курс собирали самостоятельно, «по крупицам», опираясь на заметки Петерсона, рассказал Forbes сооснователь Educa Михаил Богославец. По его словам, «был велик соблазн упростить курс до разговорника, но методическая педантичность не позволила». Стратегия оправдалась: пользователи внимательно читают непростую теорию, объяснения ответов, а многие даже проходят уроки заново, чтобы закрепить знания.
Всего в курсе 10 уроков. По окончании ученику выдается сертификат о знании валирийского. Курс полностью бесплатный и для компании работает только как маркетинговый инструмент. В 2017 году продуктом интересовались (то есть зашли на соответствующий раздел сайта) около 10 000 пользователей Educa, в 2019-м — около 12 000. За пределами России интерес к валирийскому заметно выше: на одной из самых известных языковых платформ Duolingo аналогичный курс прошли больше 900 тысяч человек. Валирийским пользователи интересовались чаще, чем венгерским, норвежским, чешским и вьетнамским.
С выходом финального сезона «Игры престолов» интерес к курсу Educa резко вырос: если в марте на платформе его собиралась пройти 1000 человек, то в апреле уже 2000, а в мае — 6000. «Почему это происходит? Кто-то интересуется всем, что связано с любимыми сериалами, фильмами и книгами, кто-то ищет, чем занять свой пытливый ум. И действительно — это отличная тренировка для мозга и хороший способ снять психологический барьер: уж если вы играючи справились с валирийским — стоит ли бояться английского?» — рассуждает Богославец.
Кухня Семи королевств
Сервис доставки еды Delivery Club совместно с проектом «Кухня на районе», который развивают основатели «Рокетбанка», разработал специальное меню для поклонников «Игры престолов». Москвичам предлагали попробовать «Северный завтрак», «Груши в вине из просторного сада», «Грибочки для полумужа», «Коктейль за стеной» и даже «Сосиску от бастарда». «Это реальные блюда из книг Джорджа Мартина и наши рецепты по мотивам сериала», — говорит Олег Хаустов, директор по маркетингу Delivery Club. По словам сооснователя «Кухни на районе» Кирилла Родина, идея накормить клиентов едой по рецептам из сериала пришла благодаря популярному мему, где один из главных злодеев, Рамси Болтон, держит в руке сосиску. «Оказалось, что мы с нашей идеей по времени попадаем на начало последнего сезона, решили сыграть на этом», — объясняет предприниматель.
За месяц работы акции Delivery Club получил более 1000 заказов, порядка 30% из них — от новых пользователей. «Кухня на районе» продала еще несколько сотен блюд. «Не так много для нас», — признает Хаустов, но подчеркивает, что акция была придумана для привлечения пользователей к новому партнеру и миссию свою выполнила. Оба сервиса получили весомый медийный охват — про акцию написали несколько СМИ, а фуд-блогер Макс Брандт посвятил блюдам выпуск влога на YouTube. Ролик посмотрели порядка 200 000 человек. «Мы получили сильный пиар-эффект — именно то, чего и добивались», — заключает Родин.