Уральский федеральный округ
В уральском федеральном округе в последнее время популярен слоган «Урал — край сильных людей», и небезосновательно.
Промышленный индекс региона растет: по данным Свердловскстата, в июне по этому показателю был отмечен серьезный рывок вперед. Регион принято ассоциировать с крупными заводами, но ими уральский бизнес не исчерпывается – в среднем по УрФО на долю промышленных предприятий приходится 21,75% всего бизнеса, а крупных промышленных предприятий – 7,65%. Но экономика округа при этом держится именно на них: в денежном выражении на крупный бизнес приходится 81,05% выручки, на средний – 6,73% и 11,77% – на малый.
Крупный бизнес при этом сосредоточен в Тюменской области, там доминирует добывающая промышленность и почти все крупные предприятия занимаются добычей сырой нефти. В обрабатывающих производствах лидирует Челябинская область. Свердловская область – первая в малом и среднем бизнесе.
В последнее время на Урале развивается именно туристический и креативный бизнес. Это и ресторанные проекты, и локальные экофермы, и музыкальная индустрия. Сейчас в округе проектируют новый туристический кластер; по предварительной оценке, он сможет принять 3,7 миллиона туристов в год. Проект запустят в городе Сысерть – там есть сохранившийся с середины XVIII века чугунолитейный завод Турчаниновых-Соломирских – сейчас на его месте работает арт-кластер «Лето на заводе».
Осетровая ферма «FISH-ка»
Село Кунашак, Челябинская область
На осетровой ферме «FISH-ка» в Кунашакском районе Челябинской области выращивают рыбу в специальном бассейне по европейским технологиям. На ферму можно приехать – там проводят постоянные экскурсии, кормят ухой из осетрины, которую только что выловили.
Директор фермы Марат Хабибуллин открыл ферму три года назад. Как рассказал рыболов «FISH-ка» Владислав Яковлев, владелец участка в селе Кунашак решил инвестировать в дело, которое будет в регионе первым. В Челябинской области почти нет своей рыбы. Здесь много мяса, птицы, яиц, рыбу же привозят из соседних областей и продают втридорога.
Так что идея была простая: предложить челябинцам качественную свежую рыбу. Сейчас на ферме есть бассейн на шесть тонн такой рыбы.
«Для создания фермерской инфраструктуры, – говорит Владислав Яковлев, – нужно много денег, энтузиазма и знаний. Такой бизнес обычно окупается только через 7–8 лет, и нужно быть готовым долго работать почти в ноль».
«По-хорошему, нужно получать специальное образование, но мы начинали с изучения открытых источников. Учились на ходу, есть, например, ребята-энтузиасты, которые тоже развивают рыбную ферму, они снимают об этом видео на YouTube. Это очень помогло нам на старте», – рассказывает Владислав.