Кино
Роудмуви: 11 фильмов о путешествиях – как добровольных, так и вынужденных
Англицизм «роудмуви» буквально переводится как «дорожное кино» (road movie). Его герои постоянно перемещаются. Мотивация их поездки может быть как прозаической, так и философской, но важна даже не она, а сам процесс. По пути герои встречают персонажей, испытания, узнают что-то новое об окружающем их мире или о себе. Сама конструкция – путешествие ради поиска истины – родилась задолго до появления кинематографа. К ней можно отнести, например, «Одиссею» Гомера. В кино термин появился в 1960-е, расцвет роудмуви пришелся на 1980-е, но великолепные работы в этом жанре выходили и до, и после. «Правила жизни» предлагают читателям 11 фильмов о путешествиях, снятых в разное время режиссерами со всего мира.
1«Это случилось однажды ночью», 1934, США
Режиссер: Фрэнк Капра
Когда Фрэнк Капра приступал к съемкам этого фильма, у него еще не было репутации одного из главных режиссеров золотого Голливуда. Все изменилось, когда фильм получил пять «Оскаров» в ключевых категориях. Роуд-муви в версии Капры – это романтическая комедия с социальным подтекстом. Строптивая юная леди сбегает от богатых родителей и едет в ночном автобусе в сторону Нью-Йорка, где знакомится с неудачливым журналистом Уорном. Уорн сопровождает девушку в пути. Слово за слово, герои, как это принято в Голливуде, влюбляются.
2«Земляничная поляна», 1957, Швеция
Режиссер: Ингмар Бергман
Роуд-муви по Бергману выглядит так: старый профессор отправляется по местам юности в попытке оценить собственную жизнь. В ночь перед важной поездкой герою снится сон, в котором он видит себя в гробу. Мысли о смерти заставляют профессора изменить маршрут и посетить заброшенный дом своей семьи, вспомнить первую любовь и навестить одинокую мать. В «Земляничной поляне» формируется не только фирменный стиль Бергмана, но и команда верных актеров, частично перекочевавшая в картину из вышедшей в том же году «Седьмой печати».
3«Уик-энд», 1967, Франция, Италия
Режиссер: Жан-Люк Годар
К 1967-му Годар погрузился в период маоизма, поэтому «Уик-энд» пропитан идеями социализма. Эта фантасмагория высмеивает буржуазию в ее погоне за комфортом и статусом. Влюбленные планируют убийство отца и отправляются в путешествие за наследством. Сюжет постепенно уходит от реальности. А чтобы зритель не усомнился в сюрреалистичности, Годар ломает четвертую стену: один из персонажей открыто заявляет, что он – только персонаж. Финальный титр гласит: «Конец истории. Конец кинематографа».