Репортаж с международного форума лидеров социального предпринимательства в Сеуле

Позитивные измененияБизнес

Переход от цифры к смыслу

Репортаж с международного форума лидеров социального предпринимательства в Сеуле

Для того, чтобы наше влияние на мир было заметно, необходимо знать, что замечать и куда смотреть. В VUCA мире1 запрос на доказательные методы измерения социальной работы растет пропорционально запросу на нее. Силе доказательной коммуникации была посвящена ключевая тема форума лидеров социального предпринимательства в Сеуле. Спикеры и дискуссанты поделились собственными наработками, инструментами и успешными кейсами исследования импакта в разных странах и областях, показали различные стратегии применения измерений в социальных проектах. Об этом и многом другом — в материале Елены Ким.

1 VUCA мир — аббревиатура, которой часто описывают современную бизнес-среду. Ее характеристики: Volatility — непредсказуемость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — двусмысленность.

«Иногда я хочу спросить Господа, почему он позволяет бедности, голоду и несправедливости происходить в этом мире, ведь он может помочь. Но я боюсь, что он спросит меня о том же».Этой цитатой Ройстон Браганза, генеральный директор Grameen Impact India, председатель Совета импакт-инвесторов Индии, закрыл официальную часть Форума лидеров социального предпринимательства2, прошедшего 15 ноября в Сеуле (Республика Корея). Именно этим мотивом — «а что могу сделать для мира я?» — были наполнены все выступления и атмосфера форума.

2Social Enterprise Leaders Forum. (2023). Retrieved from: http://www.seleadersforum.kr/src/php/indexEN.php. (accessed: 11.12.2023).

Организаторами и операторами форума выступили Министерство труда и занятости и Агентство продвижения социального предпринимательства Республики Корея. Открывая форум, господин Ли Сонхи, замминистра труда и занятости Республики Корея, поблагодарил собравшихся и напомнил, что в апреле 2023 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию об укреплении социальной и солидарной экономики, признавая тем самым ее вклад в устойчивое развитие.

Одним из пионеров в этом направлении является профессор Мухаммад Юнус, нобелевский лауреат3, основатель Grameen Bank. Он стал ключевым спикером форума и представил свою знаменитую концепцию мира трех нулей4.

3 Нобелевская премия мира 2006 года за усилия по созданию экономического и социального развития «снизу» через микрофинансирование и микрокредитование.

4 Юнус, М. (2019). Мир трех нулей: как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды. Альпина Паблишер.

Цивилизация 3-0

Существующая экономическая модель — суицидальна по своей природе. Она ведет к уничтожению человечества, так считает профессор Юнус. На форуме он представил свое видение угроз, возникающих в результате этой модели, всего их три.

Первая из них — экологическая катастрофа. Она уже началась, но мы ведем себя так, будто бы пока ничего страшного не происходит. Как будто наш дом загорелся, а мы продолжаем спокойно наслаждаться жизнью и устраиваем вечеринки, на которых обсуждаем, что в доме стало как-то дымно и жарко. «Но разве не адекватнее было бы выйти из дома, потушить огонь и только потом наслаждаться жизнью?», — профессор Юнус задает этот риторический вопрос аудитории. Вспоминаются слова французского ученого-естествоиспытателя Ж. Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания»5.

5 Ламарк, Ж. Б. (1952). Аналитическая система положительных знаний.

Вторая угроза — концентрация мирового богатства в руках меньшинства. Основная часть мирового капитала идет в одном направлении — на верхушку общества. Те же, кто работает и производит одежду, технику, еду своими руками, получают лишь малую долю, и это бесконечная перспектива. Чем больше будет объем средств, тем богаче будут люди наверху. Положение же людей внизу никогда не изменится заметным образом.

Третья проблема — это безработица. Сейчас она становится еще острее из-за стремительного распространения и развития искусственного интеллекта. Это уже происходит, и в будущем будет расти экспоненциально — ИИ будет замещать человека на рабочем месте, превращая людей в лишний элемент системы, в производителя мусора.

Все эти угрозы — есть закономерный результат философии нынешней цивилизации. Профессор Юнус видит выход в создании нового миропорядка: когда мир будет «разделен между всеми, а не монополизирован некоторыми». Новая цивилизация должна отменить существующую, переделать ее, должна базироваться не на прибыли, а на человеческих ценностях. Потому что «мы люди, а не роботы по производству денег». Но главное, что о ценностях мало говорить. Мы должны жить, воплощая их собой в повседневной жизни. И все существующие проблемы сойдут на три нуля (3-0).

С чего же стоит начать? Профессор Юнус предлагает пересмотреть концепцию бизнеса. Сегодня он имеет единственную цель — максимальная прибыль. А когда ты одержим этой единственной целью, ты перестаешь замечать экологические угрозы, которые создает твое производство, не заботишься об отходах и мусоре, которые остаются после тебя. Такую экономику профессор Юнус называет «мусоропроизводящей». Поскольку главная задача бизнеса — рост, то рост бизнеса неизбежно приводит к увеличению отходов.

Профессор Юнус предлагает очень простую идею: вдохновлять молодых людей на создание клубов трех нулей. Каждый клуб состоит из 5 человек, а каждый член клуба дает три добровольных обязательства: отказ от содействия глобальному потеплению; отказ от содействия концентрации богатства; отказ от содействия безработице. Постепенно члены клуба начинают воплощать эти принципы в собственной жизни. Разумеется, это не происходит мгновенно, но шаг за шагом, день за днем, человек приходит к тому, чтобы стать «нулевым вкладчиком» в существующий миропорядок, становится 3-0 человеком. И когда все пятеро членов клуба достигнут уровня нулевого вклада — это шаг на следующий уровень: создание 3-0 семей, 3-0 сообществ и 3-0 городов. Отсюда останется лишь один маленький шаг к созданию 3-0 мира. И путь к этим глобальным изменениям начинается с маленького шага — индивидуального вклада каждого человека. Рядом с 3-0 цивилизацией идет идея «безотходной» жизни, когда человек сокращает уровень потребления, ограничивает себя в покупках и производстве отходов.

Сегодня главной целью жизни молодых людей является престижная работа. «Однако в реальности, — подчеркивает профессор Юнус, — это не так. Работа — это наследие рабства». Понимая работу как подневольное следование правилам и приказам, он делает акцент на реализации и раскрытии творческого потенциала человека через деятельность. А для этого необходимо быть предпринимателем, то есть делать самостоятельные шаги в направлении самореализации.

Сравнивая бизнес, ориентированный на прибыль, и бизнес, призванный решать реальные проблемы, профессор Юнус говорит о том, что по-настоящему счастливыми нас делает возможность делать счастливыми других. И когда это становится делом нашей жизни — это и есть настоящее социальное предпринимательство.

Как сделать бизнес социальным на каждом уровне

Тему социального бизнеса продолжил Франсуа Бонничи, директор Фонда социального предпринимательства Шваба и глава фондов ВЭФ. Он напомнил участникам форума, что такое социальная экономика и поделился результатами доклада «Разблокирование социальной экономики», подготовленного Фондом Шваба.

Социальная экономика — это зонтичный термин, объединяющий предприятия, ставящие перед собой социально значимые цели с одной стороны, а с другой — использующие рыночные механизмы. На сегодняшний день социальное предпринимательство обеспечивает уже до 7% мирового ВВП. В некоторых странах показатели доходят до 10-12%. Правительства начинают разворот в сторону устойчивого развития, и социальный сектор способствует движению в этом направлении. Бонничи представил живой пример этому: он подключился к форуму виртуально из Бразилии, где участвовал в это время в переговорах на высшем уровне как эксперт по запуску импакт-экономики.

С 2000 года более 20 стран приняли законы о социальном предпринимательстве и социальной экономике. В 2022 году Международная организация труда и ОЭСР приняли первые рекомендации по социальной и солидарной экономике; Европейский союз запустил план действий в области социальной экономики (Social Economy Action Plan) с финансированием в размере более 2,5 миллиардов евро, а Африканский союз принял десятилетнюю стратегию в области социальной экономики и экономики солидарности. Глобальная руководящая группа по импакт-инвестированию при «Большой семерке» продолжает создавать национальные, политические и государственные экосистемы, направленные на использование частного капитала для общественного блага.

Сейчас перед социальной экономикой стоит задача как можно скорее сформулировать ясные и функциональные критерии для оценки и измерения социального импакта и поддержать стремительно растущую область импакт-инвестиций, чтобы препятствовать гринвошингу6 и «социальной отмывке»7. Бонничи предлагает работать сразу на всех уровнях: микро/мезо/макро и мета.

6 Гринвошинг (от англ. green washing, дословно — зеленая отмывка) — псевдоэкологическая ответственность компании.

7 «Социальная отмывка» (от англ. social washing) — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества под предлогом общественно полезной деятельности.

Микро — организационный уровень

  • Измерение импакта должно быть прозрачным, последовательным и подлежать независимой проверке. Это поможет повысить доверие к импакт-отчетам. При этом важно учитывать не только прямое, но и косвенное воздействие организации, например через ее поставщиков.
  • Нужно стремиться к количественным, а не только качественным показателям воздействия там, где это возможно. Числовые данные лучше передают масштабы достигнутого.
  • Измерение импакта предназначено не только для компаний, инвесторов и правительств, а в первую очередь для людей, являющихся реципиентами оказываемого социального воздействия.

Мезо — секторальный и национальный уровень

  • Во многих странах необходимо создать благоприятную правовую и нормативную базу для социального предпринимательства.
  • Правительствам рекомендуется систематически собирать статистические данные о социальной экономике и ее импакте, выходящие за рамки традиционных показателей, и представлять полученные результаты общественности.
  • Необходимо инвестировать в визуализацию и передачу данных об импакте.

Макро — глобальный уровень

  • Задача: создание общих стандартов и фреймов для измерения импакта как средство для продвижения сектора социальной экономики на мировом уровне.
  • Проблема: большинство методик направлены на оценку социальной ценности и импакта организационной единицы или инвестиционного портфеля, а не на системы социальной экономики в целом. Кроме того, также отсутствует консенсус, какие показатели использовать для измерения размера социальной экономики.
  • Решение: платформа по управлению импактом (The Impact Management Platform)8 — это шаг в направлении унификации и создания стандартов для измерения импакта от ведущих специалистов в области.

8 Impact management platform. (2023). Clarifying and mainstreaming the practice of impact management. Retrieved from: https://impactmanagementplatform.org/. (accessed: 11.12.2023).

Мета — уровень изменения системы

  • За 4 десятилетия существования социального бизнеса мы доказали, что существует альтернатива бизнесу, ориентированному на максимизацию прибыли.
  • В эпоху двойного перехода — к цифровой экономике и зеленой энергетике — социальная экономика должна перестать быть отдельным сектором государственного управления, и стать инклюзивной платформой, позволяющей всем стейкхолдерам участвовать в устойчивом развитии.

Выступавшая вслед за Франсуа Боссини, Айрин Басиль, политический аналитик ОЭСР, также остановилась на важности измерения импакта. Причем рассматривать эту работу она предлагает не как обязанности по выполнению требований спонсоров и инвесторов, а как инструмент планирования и стратегического анализа.

Для того чтобы реализовывать это на практике Айрин предлагает использовать ресурсы, накопленные ОЭСР за последние 20 лет. Был собран большой пул методик и кейсов для продвижения государственной политики в поддержку социального предпринимательства и социальной экономики. Многие из них представлены на платформе The Better Entrepreneurship Policy Tool, которая находится в открытом доступе9.

9OECD & European Commission. (2023). The Better Entrepreneurship Policy Tool. Retrieved from: https://betterentrepreneurship.eu/. (accessed: 11.12.2023).

Закрывая сессию ключевых спикеров, Айрин также напомнила, что в 2020 году ОЭСР запустила Глобальную программу действий по продвижению экосистем социальной и солидарной экономики, финансируемую Европейским cоюзом и охватывающую более 30 стран, включая Южную Корею. Измерение импакт-воздействия было определено как один из основных политических рычагов развития социальной экономики во всем мире.

Считать то, что считается

Один из участников последовавшей далее сессии панельных докладов и дискуссий — Аластер Колин-Джонс, директор Economics of Mutuality Solutions (США) — предложил собравшимся модель децентрализации предпринимателя. Для этого предпринимателю необходимо перевести внимание с удовлетворения потребностей собственного эго на проблему, которую он решает, «влюбиться» в нее и долгие десятилетия с ней жить. Тут возникает закономерный вопрос, а надо ли жить с проблемой и тем более так долго? Видится, что предложенная децентрализация вполне может быть эффективным решением для перехода от коммерческой деятельности к социальному предпринимательству с поправкой на то, что в центре оказывается не проблема, как фокус на слабости, а смысл, цель — то большее, ради чего в мире создается новое решение.

Для того чтобы решение и импакт от его реализации стали реальными, а не теоретическими, необходимо этот самый импакт доказать. Собрать доказательства можно на каждом из уровней проблемы. Ольга Широбокова, ведущий специалист по базе знаний в НКО Ashoka (США), предлагает метафору дерева: корни — это предпосылки и причины возникновения проблемы; ствол — видимые в обществе симптомы; крона — последствия существования этой проблемы в разных сферах.

Собирая доказательства на всех уровнях и масштабируя их для различных стейкхолдеров (сама проблемная группа, ее прямое окружение, государственные институты, общественные представления), организация получает возможность комплексно решать поставленную задачу.

Но когда доказательства (данные) собраны, начинается самое интересное — теперь их надо посчитать. «А что, собственно, будем считать?» — задается вопросом Веерле Клейн, ведущий специалист по социальной экономике ВЭФ.

Например, у нас есть проекты предоставляющие доступные медикаменты, рабочие места, доступ к еде и питьевой воде. Что при этом мы можем посчитать? А еще точнее — что мы должны посчитать? Все, что можно посчитать? Или все-таки главное — то, что сам человек (получатель импакт-воздействия) считает важным. Как измерить реальное воздействие и изменение качества жизни? Задача, без сомнения, трудная. Поэтому обычно подсчитывают в основном финансы: доходы, расходы, прибыль. Может быть, количество участников проекта. Это ведет к тому, что компании фокусируются на финансах. При этом существуют различные метрики, показывающие экологический, социальный и корпоративный вклад (ESG) компании в социум. Однако в большинстве своем они делают акцент на стратегии «не навреди», для реального же социального предпринимательства в фокусе необходимо держать конструктивные изменения, которые данный проект привносит в мир.

Несмотря на трудности, Веерле убеждена — не стоит опускать руки, тем более уже сейчас созданы несколько метрик, измеряющих именно импакт:

  • IRIS, Impact Reporting and Investing Standards10;
  • SEWF, People and Planer First11;
  • B-Lab, B-Impact Assessment12.

10 Global Impact Investing Network. (2023). RIS+ is the generally accepted system for measuring, managing, and optimizing impact. Retrieved from: https://iris.thegiin.org/. (accessed: 11.12.2023).

11 Social Enterprise World Forum. (2023). People and Planet First. Retrieved from: https://sewfonline.com/. (accessed: 11.12.2023).

12 B Lab. (2023). Make Business a Force For Good. Retrieved from: https://www.bcorporation.net/en-us/. (accessed: 11.12.2023).

Не менее оптимистично настроен и Сэм Эдом, директор отдела консалтинга Spring Impact (Великобритания). На примере собственной компании он демонстрирует успешную работу в области масштабирования социальных проектов. Привлекает внимание поставленный им акцент на различия роста и масштабирования проектов: с ростом мы обычно связываем увеличение размера организации/команды/проекта. При таком раскладе увеличение импакта всегда будет требовать увеличения вложенных ресурсов. Масштабирование же работает по принципу уменьшения ресурсов и увеличения воздействия. Ключевым фактором в данной работе будет человеческий. Увеличение импакта масштабированием возможно только при наличии качественно построенных отношений с партнерами и стейкхолдерами.

Екатерина Халецкая

Сооснователь Impact Hub Moscow


From Numbers to Meaning

Insights from the Social Enterprise Leaders International Forum in Seoul

To make our impact on the world significant and noticeable, it is essential to understand what to focus on and where to direct our attention. In today’s VUCA1 world, the demand for evidence-based methods to measure the impact of social work is increasing just as rapidly as the demand for the work itself. This need for robust, evidence-backed communication was the central theme of the Social Enterprise Leaders Forum held in Seoul. Speakers and panelists shared their experiences, tools, and successful case studies in measuring impact across various countries and sectors, and demonstrated diverse strategies for implementing these measurements in social projects. Elena Kim elaborates on the topic.

1 VUCA is an acronym that is often used to describe today’s business environment. It is described by the following: Volatility, Uncertainty, Complexity, and Ambiguity.

“Sometimes I wish to ask God why He allows poverty, hunger, and injustice in this world, as He has the power to intervene. However, I am hesitant, fearing He might ask me the same question.” This poignant quote from Royston Braganza, CEO of Grameen Impact India and Chairman of the1Impact Investors Council of India, concluded the official segment of the Social Entreprise Leaders Forum,2 which took place on November 15 in Seoul (Republic of Korea). This theme — “What can I personally do for the world?” — resonated throughout all the presentations and essentially defined the Forum’s atmosphere.

2Social Enterprise Leaders Forum. (2023). Retrieved from: http://www.seleadersforum.kr/src/php/indexEN.php. (accessed: 11.12.2023).

The forum was organized and operated by the Ministry of Employment and Labor and the Korea Social Enterprise Promotion Agency. In his opening remarks, Mr. Lee Sung-hee, Deputy Minister Responsible, Ministry of Employment and Labor of the Republic of Korea, expressed his gratitude to the participants and highlighted the UN General Assembly resolution adopted in April of 2023. This resolution emphasizes strengthening the social and solidarity economy, thereby acknowledging its significant contribution to sustainable development.

A pioneer in this field, Professor Muhammad Yunus, Nobel Prize winner3 and founder of Grameen Bank, was the forum’s keynote speaker. He presented his famous concept of “A World of Three Zeros,”4 addressing some of today’s most pressing global challenges.

3Nobel Peace Prize for 2006 was awarded to Muhammad Yunus and Grameen Bank for their efforts to create economic and social development from below, through microfinancing and microcrediting.

4Yunus, M. (2019). A World of Three Zeros: The New Economics of Zero Poverty, Zero Unemployment, and Zero Net Carbon Emissions. Alpina Publishers.

Civilization 3-0

The prevailing economic model is inherently suicidal, leading inexorably to the destruction of humanity, Prof. Yunus believes. At the Forum, he outlined the three key threats posed by this model.

The first threat is an environmental catastrophe, which we are largely ignoring. Prof. Yunus likened our situation to a house on fire, where we continue to live our lives, blissfully unaware or in denial of the imminent danger of heat and smoke. He rhetorically asked the audience: “Wouldn’t it be wiser to leave the house, extinguish the fire, and then continue to enjoy life?” This echoes the words of French naturalist Jean-Baptiste Lamarck, who once suggested that humanity seems destined to destroy itself, rendering the Earth uninhabitable in the process.”5

5 Lamarck, J. B. (1952). Analytical System of Positive Knowledge of Man.

The second threat is the alarming concentration of global wealth in the hands of a few. Most of the world’s capital flows in one direction only — to the upper crust of the society. While the majority labor to produce goods like clothing, technology, and food, they receive only a fraction of the wealth generated, a trend that seems set to continue indefinitely. As wealth accumulates, those at the top grow richer, while the economic situation for those at the bottom remains largely unchanged.

The third issue is the growing problem of unemployment, exacerbated by the rapid development of artificial intelligence. AI’s proliferation is increasingly replacing human roles in the workforce, relegating humans to redundant positions and contributing to a society of waste producers.

Prof. Yunus argues for a fundamental reshaping of our civilization, where the world is “shared among all, not monopolized by some.” The current civilization’s philosophy, he argues, leads inevitably to these global threats. The new civilization should not just tweak but completely overhaul the existing system, prioritizing human values over profit — because we are humans, not machines for generating money. However, it is not enough to just talk about values; we must live them out daily. By doing so, we can reduce existing problems to ‘three zeros’ (3-0).

Yunus suggests starting with redefining business. Today’s businesses are primarily focused on maximizing profit, often ignoring the environmental and social costs of their operations, failing to pay attention to the waste and byproducts left behind. Prof. Yunus criticizes this ‘garbage-producing economy’ and proposes a shift towards businesses that are less focused on growth and more conscious of their environmental and social impact.

A key initiative Prof. Yunus proposes is the concept of “Three Zeros Clubs,” where groups of five individuals make three voluntary commitments: to reduce their contributions to global warming, wealth concentration, and unemployment. Gradually, club members start implementing these principles in their own lives, step by step, day by day, eventually becoming “zero contributors” to the existing world order and turning into “3-0 persons.” Once all five club members achieve zero contribution, this gradual approach can scale up to 3-0 families, 3-0 communities, and 3-0 cities. From there, it’s only a small step to creating a 3-0 world. The journey to these global changes starts with a small step — each person’s individual contribution. Alongside the 3-0 civilization is the idea of a “zero-waste” life, with people cutting down on their consumption levels, limiting their purchases, and minimizing waste production.

Prof. Yunus challenges the conventional aspiration of securing a prestigious job, likening traditional employment to a form of slavery that stifles human creativity and potential. He advocates for entrepreneurship as a path to self-realization, instead of subservient adherence to rules and orders, highlighting the importance of unleashing human creativity through activity. To achieve this, he says, one must be an entrepreneur, taking independent steps towards self-realization.

Comparing a profit-driven business with one aimed at addressing real-life problems, Prof. Yunus points out that true happiness comes from making others happy. This, according to Yunus, is the essence of social entrepreneurship.

Building a social business at every level

François Bonnici, Director of the Schwab Foundation for Social Entrepreneurship and Head of Foundations at WEF, expanded on the theme of social business. He refreshed the forum participants’ understanding of what constitutes a social economy and shared insights from the Schwab Foundation’s report “Unlocking the Social Economy.”

The social economy is a broad term encompassing enterprises that employ free market mechanisms to reach socially significant objectives. Currently, social entrepreneurship contributes up to 7% of the global GDP, with some countries reaching as much as 10-12%. Governments are increasingly pivoting towards sustainable development, and the social sector is playing a pivotal role in this shift. Bonnici presented a living example, joining the Forum online from Brazil, where he was engaged in high-level negotiations as an expert in launching the impact economy.

Since the turn of the millennium, over 20 countries have enacted laws related to social entrepreneurship and the social economy. In 2022, the International Labor Organization and the OECD issued their first recommendations on the social and solidarity economy. The European Union launched a Social Economy Action Plan, allocating more than 2.5 billion euros in funding, while the African Union adopted a decade-long strategy for the social and solidarity economy. Meanwhile, the G7 Global Steering Group for Impact Investment continues to develop national, policy, and governmental ecosystems that harness private capital for the public good.

The current challenge for the social economy lies in quickly establishing clear and functional criteria for evaluating and measuring social impact. This is essential to support the burgeoning field of impact investing and to prevent practices like greenwashing6 and “social washing.”7 Bonnici advocates for simultaneous action across all levels: micro, meso, macro, and meta (признана экстремистской организацией на территории РФ).

6 Greenwashing is the process of conveying a false impression about a company being environmentally responsible

7 Social washing is the process of legalizing (laundering) money or other property under the pretext of socially useful activity.

Micro-level: organizational

  • Impact measurement must be transparent, consistent, and open to independent verification. This approach will boost trust in impact reports. It is vital to consider not only the organization’s direct impact but also its indirect effects, such as those exerted through its suppliers.
  • Wherever possible, the focus must be on quantitative impact indicators, not just qualitative ones. Numbers are inherently more effective in conveying the scope of achievements.
  • Impact measurement isn’t only for companies, investors, and governments; it is needed primarily for the individuals on the receiving side of the social impact.

Meso-level: sectoral and national

  • Many countries need to establish a conducive legal and regulatory environment for social entrepreneurship.
  • Governments should regularly collect statistics on the social economy and its impacts, extending beyond traditional measures, and make them available to the public.
  • Investment in the visualization and dissemination of impact data is essential.

Macro-level: global

  • Goal: Establishing universal standards and frameworks for impact measurement to promote social economy on a global scale.
  • Challenge: Most existing methodologies are geared towards evaluating the social value and impact at the level of organizational units or investment portfolios, rather than the social economy systems as a whole. Moreover, there is no consensus on which indicators should be used to measure the size of the social economy.
  • Solution: The Impact Management Platform8 represents a step towards standardization and the development of impact measurement standards by leading field experts.

8 Impact management platform. (2023). Clarifying and mainstreaming the practice of impact management. Retrieved from: https://impactmanagementplatform.org/. (accessed: 11.12.2023).

Meta-level: systemic change

  • Over the past four decades, social entrepreneurship has proven to be a viable alternative to profit-centric business models.
  • In the era of dual transitions to a digital economy and green energy, the social economy needs to evolve beyond a distinct sector of government and transform into an inclusive platform, enabling all stakeholders to engage in sustainable development.

Following François Bonnici, Irene Basile, a Policy Analyst at the OECD, also emphasized the importance of impact measurement. She advocates viewing this process not merely as a compliance obligation for sponsors and investors, but as a strategic planning and analysis tool.

To implement this in practice, Irene suggests leveraging resources accumulated by the OECD over the last two decades. A substantial pool of methodologies and case studies has been gathered to advance public policy supporting social entrepreneurship and the social economy. Many of these resources are accessible on the publicly available platform, The Better Entrepreneurship Policy Tool.9

9 OECD & European Commission. (2023). The Better Entrepreneurship Policy Tool. Retrieved from: https://betterentrepreneurship.eu/. (accessed: 11.12.2023).

Concluding the keynote session, Irene also recalled that in 2020, the OECD initiated the Global Action “Promoting Social and Solidarity Economy Ecosystems,” funded by the European Union’s Foreign Partnership Instrument and spanning over 30 countries, including South Korea. Impact measurement has been identified as a key policy lever for the development of the social economy worldwide.

Counting what counts

Alastair Colin-Jones, Director, Economics of Mutuality Solutions (USA), participating in the subsequent session of panel reports and discussions, presented a model of entrepreneurial decentralization. This model requires entrepreneurs to shift their focus from self-gratification to the problem they are addressing, to “fall in love” with this problem, and to commit to it for decades. This poses a legitimate question: is it necessary to live with a problem at all, let alone for so long? It appears that the proposed decentralization concept could effectively transition from commercial activities to social entrepreneurship. However, the focus should not be on the problem as a weakness but rather on the meaning and purpose — the greater reason behind creating a new solution for the world.

For a solution to materialize and produce tangible rather than theoretical effect, it is essential to prove that impact first. Evidence can be collected at each level of the problem. Olga Shirobokova, Lead of Knowledge at Ashoka NGO (USA), uses the metaphor of a tree: the roots represent the underlying causes of a problem; the trunk symbolizes the visible symptoms in society; and the crown signifies the consequences of this problem across various domains.

By gathering evidence at all levels and scaling it for different stakeholders (the problem group itself, its immediate environment, governmental institutions, public perceptions), organizations can comprehensively tackle the challenge at hand.

However, once the data is collected, quantifying it becomes the real challenge. “What, exactly, are we going to count?” ponders Veerle Klijn, Lead Consultant Social Economy at WEF.

For instance, consider projects providing accessible medicines, jobs, food, and clean water. What can we count in these cases, and more importantly, what should we count? Everything measurable, or rather whatever impact the beneficiary deems important? Measuring the real impact and change in quality of life is a daunting task, beyond doubt. As a result, it is common to focus mainly on financial metrics: income, expenses, profits, and perhaps the number of project participants. This causes companies to concentrate on financial aspects. There are various metrics that show a company’s environmental, social, and corporate governance (ESG) contributions to society. However, most of these follow the “do no harm” strategy, whereas real social entrepreneurship should focus on the constructive changes a project introduces to the world.

Despite these challenges, Veerle believes in perseverance, especially as multiple impact-measuring metrics have already been developed:

  • IRIS, Impact Reporting and Investing Standards;10
  • SEWF, People and Planet First;11
  • B-Lab, B-Impact Assessment.12

10 Global Impact Investing Network. (2023). RIS+ is the generally accepted system for measuring, managing, and optimizing impact. Retrieved from: https://iris.thegiin.org/. (accessed: 11.12.2023).

11 Social Enterprise World Forum. (2023). People and Planet First. Retrieved from: https://sewfonline.com/. (accessed: 11.12.2023).

12 B Lab. (2023). Make Business a Force For Good. Retrieved from: https://www.bcorporation.net/en-us/. (accessed: 11.12.2023).

Sam Edom, Consulting Practice Director for Spring Impact (UK), is similarly optimistic. He showcases his company’s success in scaling social projects, emphasizing the difference between growth and scaling: growth typically refers to an increase in the size of the organization/team/project. In this case increasing impact invariably requires more resources to be contributed. Scaling, however, implies reducing resources while increasing impact. The key factor here is human. Scaling impact is only possible with well-established relationships with partners and stakeholders. This completes the loop, bringing us back to the starting point. The foundation of social business lies in individuals who are willing and able to make the world a better place.

Elena Kim

PhD student and participant in the strategic project “Human Success and Autonomy in a Changing World” at the National Research University Higher School of Economics

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-4-42-49

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Король и его колония Король и его колония

Как Конго стало символом колониальной жестокости

Дилетант
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
У кредитов бизнесу отказали тормоза У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

Монокль
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
Бородавки от лягушек и плохое зрение от чтения в темноте: 7 мифов, в которые мы верили в детстве Бородавки от лягушек и плохое зрение от чтения в темноте: 7 мифов, в которые мы верили в детстве

Мифы, в которые многие из нас верили с детства

ТехИнсайдер
Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции! Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции!

Чем орехи полезны для здоровья мозга?

ТехИнсайдер
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
На кону Трамп На кону Трамп

«Ученик. Восхождение Трампа»: рассказ о молодых годах Дональда Трампа

Weekend
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
«Всякая теория — это хорошо организованный бред» «Всякая теория — это хорошо организованный бред»

Почему Жак Лакан такой сложный и при чем тут любовь

Weekend
Открыть в приложении