Железный гербарий Кармен Алмон
Ускользающая красота растений веками гипнотизирует и живописцев, и натуралистов. Многие ботаники были блестящими художниками, многие художники – опытными ботаниками: кажется, что именно на границе между вдохновением и знанием обитает эта красота. В их ряду стоит и Кармен Алмон – знаток живописи и цветов, мастер иллюстрации и художественной пайки.
Величайший живописец этого жанра, «цветочный Рафаэль» Пьер-Жозеф Редуте был авторитетным ботаником и дал названия более чем 130 видам растений. Дрезденские мастера-стеклодувы Леопольд и Рудольф Блашка стали авторами знаменитой научно достоверной коллекции скульптур растений из стекла – почти 850 ботанических образцов были изготовлены ими для Гарвардского университета с потрясающей реалистичностью.
В работах Кармен Алмон хрупкая красота растений – лишь образ: эти нежные лепестки и сочные листья вырезаны из металлических листов и проволоки, а затем спаяны с мастерством опытного ювелира. «Больше всего люблю полевые цветы и вообще те, что не стоят долго, мне нравится запечатлевать короткие мгновения красоты», – призналась художница.
Стебли
Деревенский дом Кармен на юго-западе Франции утопает в цветах, но главными образцами в своей работе она считает не их. Сами растения для художницы «слишком многословны», они содержат слишком много деталей, выплескивают массу историй о себе самих. Готовя эскизы и наброски, выбирая композицию и цвет, Алмон обращается прежде всего к альбомам ботанических иллюстраций, к классическим европейским авторам XVII–XVIII веков. Художница смотрит на растение, как ученый – на объект своих исследований: «Это живая система с заложенными в нее схемами развития и путями роста, структуры и формы, соблазнения и размножения».
В описании Кармен Алмон процесс создания новой работы напоминает труд садовника: «засеяв» в себя это «понимание цветка», остается ждать, пока оно не прорастет само – уже готовым растением. В нем будто просыпается собственная воля, стремление жить, разогнуться стеблем определенной формы, выпустить листья в правильных направлениях, сориентировать их, как крошечные панели солнечных батарей. Похоже, в этом чересчур «механическом» взгляде есть своя правда: «Другие художники создают какие-то вещи или объекты, – пишет о ее творчестве искусствовед и коллекционер из США Дида Блэр. – У Кармен получаются такие цветы, как будто они только что из сада».