Секреты «Белого лебедя»
В России возобновлено производство одного из мощнейших бомбардировщиков мира.
Скоростной, высотный, универсальный – построенный полностью с нуля стратегический ракетоносец Ту-160, или, как его еще называют в воздушно-космических силах за цвет и грацию, «Белый лебедь», совершил первый полет в небе Казанского авиазавода. События ждали семь лет – с тех пор как президент Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства стратегических ракетоносцев. За это время надежда то возвращалась, то исчезала: российский авиапром далек от возможностей советского. Поэтому появление первенца Министр обороны Сергей Шойгу назвал настоящей победой.
Советский уникум
«Белый лебедь» совершил первый полет в 1987 году. Для своего времени бомбардировщик получился настолько уникальным и сложным, что на вооружение его приняли только в 2005-м. За это время в ВВС сменились четыре главкома Дальней авиации. Было построено 36 самолетов. Большинство из них к моменту развала СССР базировались на Украине. При дележе наследства Союза России отошли 14 ракетоносцев, остальные были порезаны в рамках программы по уменьшению ядерной опасности Нанна – Лугара (в честь американских сенаторов Сэмьюэла Нанна и Ричарда Лугара) на деньги Пентагона. Оставшиеся в Воздушно-космических силах России бомбардировщики продолжили службу, но с нюансом: они несли «опытно-боевое» дежурство. Стратегическая система – главный резерв верховного командования – не была принята на вооружение. А значит, ни конструкторы, ни десятки тысяч других специалистов, причастных к созданию уникального авиакомплекса Дальней – Стратегической авиации, не получили премий и наград. Судьбу машины, как это часто бывает в России, решил лично президент, совершив на бомбардировщике боевой вылет.
Сергей Шойгу говорит, что Ту-160 – «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». Это подтверждают не только российские эксперты, но и их американские оппоненты. Причем данный факт обсуждается в контексте не столько времени создания самолета (1981 год), сколько именно технических решений, заложенных в бомбардировщике.
Например, фюзеляж машины выполнен из алюминиевых сплавов с применением титана. Стреловидность крыла изменяется в диапазоне от 20 до 65 градусов, что обеспечивает 270-тонному гиганту возможность совершать полет как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуке. Самолет с легкостью поднимается в стратосферу; для летчиков даже создан специальный высотный костюм, напоминающий скафандр космонавтов. Благодаря такому маневру машина способна оторваться от истребителей противника, а заодно стать недосягаемой для систем ПВО. На бомбардировщике имеется система дозаправки в воздухе. Буквально на днях Минобороны отчиталось, что два ракетоносца Ту-160 выполнили плановый полет над нейтральными водами акваторий Северного Ледовитого океана, Баренцева и Белого морей продолжительностью около 13 часов. Летали наши бомбардировщики и в Венесуэлу, несли боевое дежурство в Индийском океане, а совсем недавно – и в небе Беларуси. Прицельно-навигационный комплекс самолета обеспечивает автоматический полет машины и ее боевое применение в любое время суток и при любой погоде на скорости 1–2 тыс. км/ч. При этом «Белый лебедь» может лететь на высоте от 50 до 200 м и полностью самостоятельно огибать рельеф местности. И это технологии начала 1980-х годов!