Взаимное опыление
Раньше офлайновый бизнес учился в онлайн, а теперь онлайновый бизнес учится, чтобы пойти в офлайн.
Дмитрий Гришин
40 лет
Статус: Основатель Grishin Robotics, сооснователь, председатель совета директоров Mail.ru Group
Город: Лос-Альтос-Хиллс, США
Технология: Одним из первых в мире основал фонд, который специализируется на робототехнических устройствах, создающих эффект соцсети. Компании, в которые проинвестировал гришин, купили Amazon, Ford и другие гиганты рынка
В жизни Дмитрия Гришина все происходит, как в произведениях Чехова: если есть ружье, оно обязательно выстрелит. Главное — дождаться этого акта. Гришин создавал программы (и даже продавал их) с шестого класса школы и в итоге стал сооснователем одной из самых крупных российских интернет-компаний Mail.ru Group. В 2012 году настал второй этап: он реализовал в бизнесе свое увлечение робототехникой, создав фонд Grishin Robotics. Для инвестиций Гришин выбирал проекты, где основой была не просто «железка», а эффект соцсети, который дает ПО, объединяющее устройства. Например, камеры Ring, установленные на домах района, подключаются к общей сети, позволяя полиции проследить путь злоумышленника. Скутеры с сим-картой передают данные о своем местоположении и состоянии, что позволяет оптимизировать доступ к ним пользователей (подобный стартап Spin, профинансированный компанией Гришина, был куплен Ford). Постепенно мир присоединяется к Гришину: онлайн-компании одна за другой выходят в офлайн и пробуют свои силы в «реальном мире». А ведь еще несколько лет назад казалось, что мироздание вот-вот с головой нырнет в интернет.
Почему произошло взаимопроникновение офлайна и онлайна?
У интернет-компаний один из главный драйверов последних 10–20 лет — рост самой интернет-аудитории. Сперва росло число компьютеров, потом мобильных телефонов. Кроме того, у интернет-сервисов есть приятное свойство — его один раз создаешь, а потом масштабируешь. Существовал понятный паттерн проникновения на рынок. Интернет-компании, начавшие с какой-то одной операции для пользователей, добавляли все больше сервисов. И когда экспоненциальный рост аудитории закончился, они вступили в конкуренцию за пользователей.
Оказалось, что бороться за пользователя гораздо дешевле и проще в офлайне. И тогда традиционные интернет-компании стали смотреть, что еще пользователю надо. Оказалось, что у него есть масса интересов за пределами экрана. Наступила эпоха Connecting bits and atoms — объединения битов и атомов. Amazon открыл офлайн-магазины, но теперь это не просто ретейл, но и умные колонки, и аналог Netflix, и т. п.