Жизнь после хайпа: почему соцсеть Clubhouse может провалиться после стремительного взлета
В последние пару недель закрытая социальная сеть Clubhouse стала новым феноменом интернета. Люди охотятся за инвайтами в надежде попасть в одну виртуальную комнату с Илоном Маском и другими звездами, а венчурные инвесторы уже сделали стартап «единорогом» — но будущее Clubhouse после хайпа вызывает вопросы. В колонке для Forbes их задает партнер венчурного фонда Genesis Investments и управляющий партнер FunCubator Виктор Захарченко
Clubhouse — это аудиосоцсеть, где пользователи подписываются друг на друга и дискутируют в тематических комнатах. Можно оставаться пассивным участником дискуссии, а можно стать одним из спикеров — организовав свою комнату либо попросив право голоса в чужой. Стать пользователем соцсети можно только по приглашению другого пользователя, причем некоторые даже выставляют инвайты на продажу. Платформа стала стремительно набирать популярность в конце 2020 — начале 2021 года. В январе она привлекла $100 млн инвестиций и получила оценку в $1 млрд.
В последние дни я стал активным пользователем Clubhouse: у меня появились любимые комнаты, куда я захожу каждый вечер, а особые эмоции приносят моменты, когда в уютный разговор врывается какая-то знаковая фигура. На фоне тотальной эйфории вокруг Clubhouse я как венчурный инвестор хотел бы сфокусироваться на вопросах, которые пока остаются без внимания. От того, какими будут ответы на них, зависит судьба Clubhouse: повторит ли он успех Twitter или же социальную сеть скоро забудут — как, например, стартап Magic Leap, который за год прошел путь от громкого старта до провала.
Вопрос 1: что с монетизацией
Один способ монетизации команда Clubhouse уже хорошо освоила — привлечение инвестиций. Если же говорить серьезно, то именно для внедрения инструментов монетизации и понадобился последний инвестиционный раунд от крупных фондов. Пока о платных опциях сказано вскользь — в том числе в январском анонсе раунда в блоге компании. Поиски источника заработка — это нормально, но есть немалый риск, что экономика испортит атмосферу проекта, которой восторгаются пользователи и которая выглядит как главная ценность платформы.
Вопрос 2: если вы не платите — вас продают?
В мире уже есть компания, которая возвела это правило в абсолют, — Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Символично, что ее сотрудники уже делают свой клон Clubhouse — и в данном случае как раз понятна бизнес-модель (хотя совсем не очевидно, как интегрировать рекламные инструменты в аудиопоток). Корень проблемы в том, что в Clubhouse есть огромный массив условно свободных данных, которые мгновенно растворяются в вечности. Администрация сервиса регулярно банит пользователей, которые пытаются вести запись разговоров. Звучит как идеальный онлайн, в котором никто не собирает ваши данные и не хранит записи. Но не окажется ли такая свобода камнем преткновения для любых рекламных моделей? И вы же понимаете, что даете сервису доступ к своей телефонной книге? Чем это отличается от кейса Getcontact? (