Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизньИстория

Фантастический сюжет

Евгений Ломовский

Илль, городские ворота. В глубине — особняк «Дом графа».

1.

В городок Илль приехал ревизор. Звали его Проспер Мериме. Ревизии подлежали исторические памятники Илля и всей северной Каталонии, завоёванной Францией полтора века назад. Согласно мирному договору, заключённому испанским и французским королями, с 1659 года край сделался новой малой провинцией, приграничной с Испанией. Мериме планировал посетить и другие места юга Франции.

Миссия визитёра политико-административного значения не имела, поэтому господин префект даже не сопровождал его из Перпиньяна, центра департамента. Зато приезжий свёл там знакомство с интеллектуалом Жобером де Пасса, посвятившим много сил и времени изучению каталонского культурного наследия. Де Пасса дал почитать свои заметки, с радостью поделился ценными советами, ещё и предложил себя в качестве гида, готового показать самое интересное. В гостинице Илля они заняли соседние комнаты.

Проспер Мериме. Рисунок с акварели. Художник Сесиль Делессер. 1847 год. Издательство Национальной библиотеки Франции, Париж, 1913 год. Источник: gallica.bnf.fr/ Bibliothèque nationale de France

Прибытие гостя — из самого Парижа! — взволновало мэра города. Он был несказанно польщён, он так стремился угодить, что салон, самое украшенное помещение в мэрии, выделил Просперу Мериме под кабинет. По одиночке, а то и вдвоём-втроём в него поспешили господа пограмотнее — библиотекарь, доктор, учитель, судья, адвокат… Они более или менее владели французским языком, что и давало им определённые преимущества. Население попроще говорило исключительно по-каталонски. Парижская власть к тому времени «отменила» у себя Каталонию, но язык «отменить» ещё не преуспела. Правительству короля-гражданина Луи-Филиппа было не до того.

Парижанин умело принимал посетителей. Не внове. Ему недавно исполнился 31 год; приобретя степень лиценциата права, он уже занимал выгодные посты. Его отец-художник служил рисовальщиком в министерстве военно-морского флота: в нём должность шефа кабинета генерального секретариата получил сын. Естественным образом, то есть благодаря круглым фразам, вовремя изречённым лицами титулованными и начальствующими. Как известно, главное — начать, а дальше… В течение нескольких месяцев он бодро поднимался по лестнице карьеры: шеф кабинета министра торговли, кавалер Почётного легиона, шеф кабинета министра внутренних дел; наконец, 27 мая 1834 года его шеф, министр Адольф Тьер, который в апреле свинцом и сталью подавил восстание лионских ткачей, пожаловал ему синекуру инспектора исторических памятников. Обязанности в новой деятельности не казались ему обременительными, что очень и очень отвечало его характеру, к тому же он обожал путешествовать. Его познания по части археологии, античной и средневековой архитектуры, скульптуры, фресок бесконечно уступали учёному кругозору провинциала Жобера де Пасса. Однако он обладал охотой и способностью учиться.

Жобер де Пасса. С портрета гравёра Дантона Морена. XIX век. Франсуа Жобер де Пасса (1785—1856) — разносторонний учёный: историк, археолог, лингвист, юрист, а также гидролог, геолог. Член Института Франции, «Парламента учёных», объединяющего 5 академий. Член и председатель Генерального совета департамента Восточные Пиренеи. Источник: Wikimedia Commons/PD

Про себя он подсмеивался над жаркими уверениями городской элиты, что их земля полна образцов прекрасного, каких не сыщешь на Севере.

Первый шедевр, к которому де Пасса предложил отправиться верхом, поскольку совсем поблизости, оказался и впрямь единственным в своём роде. «Правда, то, что вы видите, и, не сомневаюсь, нигде и никогда прежде не видели, к нашим с вами занятиям отношения не имеет, поскольку не создано человеческим гением, — мягко заметил провожатый, поднявшись на стременах и вытянув перед собой руку, — но, согласитесь, это подлинное чудо природы, чудо геологическое. Эти феноменальные песчано-глинистые образования, похожи — не правда ли? — на трубы гигантского церковного оргáна».

Вдосталь подивившись на курьёзный пейзаж, они шагом двинулись обратно, степенно беседуя по дороге. С моста через реку перед ними открылась скромная панорама города, окружённого крепостной стеной. Де Пасса напряжённо соображал, что бы ещё предложить чиновному парижскому коллеге. И не находил в Илле ничего, достойного научного внимания. Церковь Сент-Этьен с её убранством представлялась ему достаточно заурядной, древнеримские храмы и руины давно исчезли, как и замки феодальных сеньоров.

Пейзаж близ города Илль-сюр-Тет. Природные «органные трубы».

Оставалось ограничиться пешей прогулкой по узким, извилистым улочкам. Они живо напомнили Мериме его вояж в Испанию, предпринятый четыре года назад. Те же домишки с окнами, забранными решёткой, с внутренними двориками-патио; те же глухие стены, мимо которых проезжал он в дилижансе.

Тогда другой пассажир, дон Сиприано Гусман Палафокс-и-Портокарреро, граф де Теба и будущий граф де Монтихо, пригласил его в Мадрид, представил супруге донье Мануэле, которая, в свою очередь, представила молодому французу дочерей. Франсиске тогда было пять лет, а Эухения на год младше. Гранду Испании понравилось, что парижанин интересуется его страной, что опубликовал статьи об испанском театре, больше того, сам уже является автором шести пьес, вошедших в «Театр Клары Гасуль», если заглавие произносить, как произносят испанцы.

Мериме пытался было обменяться с де Пасса несколькими фразами по-кастильски, но каталонец настойчиво перешёл на французский. Он тоже был в курсе литературных успехов Мериме и справедливо предположил, что писателя привлекут не только материальные памятники, но и связанные с ними исторические факты.

Церковь Сент-Этьен в центре города Илль-сюр-Тет.

Самой импозантной в Илле считалась резиденция, которую горожане именовали «Домом графа». Её в 1650 году построил и жил в ней хозяином Жозеп д’Ардена и Сабастида, носивший высокое офицерское звание. Проживал, понятное дело, в те моменты, когда не был занят своим военным ремеслом. Патриот Каталонии, он командовал её кавалерией, присоединившись к народному восстанию против владычества испанской короны. Тогда-то и развернулись упомянутые события, приведшие к разделу Каталонии. Пользуясь удобной ситуацией, Французское королевство ввязалось в очередную войну против Мадрида, одержало победу, и французские освободители от средневекового испанского гнёта заменили его своим просвещённым жандармским контролем (что жандармы в ту пору назывались иначе, дела не меняет). Виконт Илля с 1642 года, доблестный военный герой, получается, сражался на стороне Франции и в 1664 году получил её подданство. В благодарность за подвиги король-солнце Луи (он же Людовик XIV) возвёл Жозепа д’Ардена в достоинство графа Франции.

Все эти политические перипетии прошлого не касались Проспера Мериме. Как любой француз, он привык к тому, что его страна без конца воевала и что-то снова завоёвывала. Но памятник истории середины XVII века, который давно купили состоятельные буржуа и только по прозванию он оставался «Домом графа», столичный инспектор игнорировать не мог.

У парадной лестницы особняка его суетливо приветствовал пожилой человечек в мешковатом фраке, бывший первым на аудиенции в мэрии, где он, захлёбываясь, что-то молол о какой-то своей Венере. И поспешил продемонстрировать её культурному посланцу Парижа.

Главный вход в «Дом графа».

Здесь необходимо сделать оговорку. В официальном отчёте «Заметки о путешествии на юг Франции», опубликованном в 1835 году, генеральный инспектор исторических памятников Франции Проспер Мериме один-единственный раз упомянул географический пункт Илль, ни словом не обмолвившись о своём пребывании в городе. Рассказать, что там с путешественником и с другими людьми происходило, он передоверил… писателю Просперу Мериме. Потому что в одном человеке было как бы несколько разных Мериме. И надо иметь в виду, что государственная персона Проспер Мериме, писатель, носящий то же имя, а тем более рассказчик в новелле «Венера Илльская» — совсем не один и тот же персонаж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Суперионные сплавы железа обвинили в сильном замедлении сейсмических волн в центре Земли Суперионные сплавы железа обвинили в сильном замедлении сейсмических волн в центре Земли

Эти соединения помогут объяснить и сейсмическую анизотропию внутреннего ядра

N+1
«…И недоимку дарю» «…И недоимку дарю»

Последняя железная дорога еще достраивалась, а Савва Мамонтов уже сидел в тюрьме

Дилетант
Переносной атомный гравиметр увидел в городе подземный тоннель Переносной атомный гравиметр увидел в городе подземный тоннель

В будущем он атомный гравиметр может помочь геологам, почвоведам и археологам

N+1
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Портфель богатых: как заработать на самых состоятельных людях в мире Портфель богатых: как заработать на самых состоятельных людях в мире

Давайте попробуем стать участниками успеха известных миллиардеров

Forbes
О пользе интересной жизни О пользе интересной жизни

Чем интереснее мозгу жить, тем лучше он работает

Наука и жизнь
Сон под противомоскитными сетками снизил смертность среди африканских детей Сон под противомоскитными сетками снизил смертность среди африканских детей

Сон с противомоскитными сетками снижает риск смерти у африканских детей

N+1
Отечественный лук незаменим! Отечественный лук незаменим!

Веками наша страна славилась замечательным репчатым луком народной селекции

Наука и жизнь
Как собрать майнинг ферму: пошаговая инструкция Как собрать майнинг ферму: пошаговая инструкция

Майнинг ферма: с этапа покупки комплектующих до их соединения друг с другом

CHIP
Звезды над дюнами Звезды над дюнами

Путешествие к секретам Аравийской пустыни

Вокруг света
Вы их не замечаете, но они меняют наш мир: 6 книг о самых маленьких жителях нашей планеты Вы их не замечаете, но они меняют наш мир: 6 книг о самых маленьких жителях нашей планеты

Самые необычные и интересные книги о насекомых

Популярная механика
Генри Дарджер Генри Дарджер

Судьба Генри Дарджера трагична или триумфальна?

Дилетант
Самый верный знак зодиака: всё, что нужно знать о характере Раков Самый верный знак зодиака: всё, что нужно знать о характере Раков

Раков считают чересчур эмоциональными и слабыми. Но так ли это на самом деле?

Cosmopolitan
5 преимуществ чёрного кофе для здоровья 5 преимуществ чёрного кофе для здоровья

Среднестатистический любитель кофе выпивает в среднем три чашки в день

Популярная механика
Первая феминистка Афганистана: как королева Сорайя боролась за права женщин Первая феминистка Афганистана: как королева Сорайя боролась за права женщин

Сорайя Тарзи открыла школы для девочек и издала женский журнал в Афганистане

Forbes
Наращиваем мускулы: что такое креатин и зачем он нужен Наращиваем мускулы: что такое креатин и зачем он нужен

Хочешь быть самой сильной в спортзале? Поможет креатин

Cosmopolitan
Евгений Леонов. Актер, сыгравший человечность Евгений Леонов. Актер, сыгравший человечность

Евгений Леонов умел сочетать в своих ролях и смех, и серьезность

Esquire
Герои и друзья «РБК Стиль» — о фильмах для новогодних каникул Герои и друзья «РБК Стиль» — о фильмах для новогодних каникул

Все мы в любые каникулы и выходные задаемся вопросом, что посмотреть

РБК
Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн

Алексей Иваненко начинал свою карьеру менеджером по рекламе в «Роснано»

Forbes
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
Как научить ребенка ставить цели и добиваться их Как научить ребенка ставить цели и добиваться их

Как научить ребенка ставить цели и не бросать все на полпути

СНОБ
Джон Сина и Джеймс Ганн – о «Миротворце», мемности и главном различии Marvel и DC Джон Сина и Джеймс Ганн – о «Миротворце», мемности и главном различии Marvel и DC

Рестлер, который вырос в значительного актера – без цензуры

GQ
Появление Оленеостровского могильника связали с самым суровым голоценовым похолоданием Появление Оленеостровского могильника связали с самым суровым голоценовым похолоданием

Погребения этого памятника относятся к самому суровому глобальному похолоданию

N+1
Как рассказать о своем фетише Как рассказать о своем фетише

Как выбрать подходящий момент, чтобы рассказать о своих фантазиях?

GQ
Маленькими шагами: что такое принцип последовательности и как он приводит к успеху Маленькими шагами: что такое принцип последовательности и как он приводит к успеху

Как работает принцип последовательности и медленного роста

Forbes
Рожденные в рубашке: как поймать удачу и превратить свои страдания в прибыль Рожденные в рубашке: как поймать удачу и превратить свои страдания в прибыль

Отрывок из книги Роба Мура «Возможность»

Forbes
Маска, я тебя знаю Маска, я тебя знаю

История новогодних маскарадных костюмов

Культура.РФ
Археологи раскопали погребение знатной женщины с ребенком в скифской «Долине царей» Археологи раскопали погребение знатной женщины с ребенком в скифской «Долине царей»

Знатную женщину похоронили недалеко от «царского» кургана комплекса Чинге-Тэй-I

N+1
Кризис приватности: за нами следят? Кризис приватности: за нами следят?

В жизни становится все меньше приватного и все больше публичного

Psychologies
Открыть в приложении