Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Екатерина Олькина: «Внутри каждого из нас живет дракон»
Однажды я задумалась о том, а надо ли пытаться быть хорошей и всем вокруг нравиться. И решила, что нет. С тех пор даже не стараюсь скрыть то, что на самом деле думаю. Не делаю вид, что все хорошо, когда плохо.
В силу профессии я часто надеваю разные маски, например на светских мероприятиях. Поэтому редко там бываю. Не нравится, что приходится излучать радость и счастье, хотя в этот день у меня может быть плохое настроение. Или фильм, который приходится представлять, самой не нравится. Кому это интересно? Поэтому приходится буквально выдавливать из себя какие-то слова, играть, изображать. В таких ситуациях я острее всего ощущаю «маску». И особенно ценю то время, когда могу ее не носить, быть максимально искренней с собой и другими.
Вообще, самое сложное — не врать себе. Наша психика устроена таким образом, что мы постоянно защищаемся, оправдываемся, не признаемся себе в чем-то некрасивом. Одним словом, играем разные роли.
— А какая вы, Катя, без маски? Например опишите себя сегодняшнюю, пока были дома.
— Утром я была счастлива, потому что выспалась. Находилась в балансе, в спокойствии — я довольна, принимаю все и всех вокруг. Для мамы двух маленьких детей полноценный сон — это роскошь. Сыновья дали поспать: за ночь я всего пару раз вставала, чтобы поменять младшему памперс, напоить молоком. И утром проснулась с благодарностью Богу.
Кстати, о благодарности... Мне кажется, очень важно начинать и заканчивать день словами признательности, ценить то, что имеешь. Тогда в жизни все будет благополучно.
— Как думаете, за что и кому следует быть благодарным в трудные времена? Ведь часто мы в претензии.
— Скажу о себе. Я благодарна судьбе и Всевышнему за то, что у меня есть дети и они со мной. Ради них я справлюсь с любыми трудностями. Жив мой папа, это тоже повод быть счастливой.
У меня есть любимое занятие — моя профессия. Благодаря ей я постоянно развиваюсь, познаю мир через чтение, хорошее кино, общение с интересными людьми. Потому что артисту в первую очередь следует быть личностью. И чем больше в нас внутренних переживаний, рефлексий, открытий, зачастую — разочарований, тем больше инструментов для того, чтобы воплотить все это в роль.
Мой американский учитель актерского мастерства рисовал круг и говорил: «Это ты! И здесь внутри, в самой себе, ты должна найти и монашку, и маньяка, и преступника, и королеву, и служанку — кого угодно». Соответственно, все то, что у меня внутри, должно становиться больше, шире, объемнее, масштабнее и разнообразнее.
— Неожиданная мысль о том, что если вы должны сыграть героиню резко отрицательную, то не фантазируете на тему — какая она, а находите все нехорошие человеческие проявления в себе?
— Да. Поэтому мне так дорога роль в сериале «Технарь», где я впервые сыграла неположительного персонажа. И это круто, потому что моя Ирина настолько запуталась в понимании того, что есть настоящие ценности, чувства, что не вызывает сочувствия и сопереживания. Я благодарна режиссеру Душану Глигорову за то, что он сворачивал меня с пути оправдания героини и попыток сделать ее положительной.
Внутри каждого из нас живет дракон. Вопрос только в том, признаемся ли мы в этом сами себе. Если я не отрицаю его и вижу, значит, могу приручить или хотя бы найти способ договориться. Помните, как в мультике «Три банана» дракон уменьшался от слов мальчика «Я тебя не боюсь!»? Из страшного и огромного он превратился в маленького, пищащего как мышка.
Случается, что дракон внутри нас разрастается до гигантских размеров — видимо, из-за обиды, агрессии, злости, боли. И тогда важно найти место, где болит, чтобы понять, почему же человек так нехорошо поступил.
— Нам с детства велят быть хорошими, нравиться людям, подавлять и даже не признавать в себе дракона. Катя, приняли ли его вы к своим тридцати шести годам?
— Знаете, я нахожусь в процессе работы над собой, но давно поняла и приняла простую мысль, что не обязана всем нравиться. Наверное, все началось, когда увидела неожиданный для себя подход к пробам некоторых коллег. Они приходили не с просьбой «Утвердите меня, пожалуйста, я такой хороший артист!», а с позицией «Докажите мне, что материал достаточно хорош, чтобы я снимался». Самое интересное, что это работает! К такому артисту действительно проявляют заинтересованность. Речь не о самонадеянности, а о том, что следует знать себе цену и не стараться кому-то угодить.
Однажды я задумалась о том, а надо ли пытаться быть хорошей и всем вокруг нравиться. И решила, что нет. С тех пор даже не стараюсь скрыть то, что на самом деле думаю. Не делаю вид, что все хорошо, когда плохо.
На съемочной площадке мне часто говорят: «Катя, на твоем лице все написано». Когда сталкиваюсь с несправедливостью, спорю, не соглашаюсь, доказываю, не размышляя о том, пригласят ли меня еще раз сниматься.
— Соглашательская позиция или позиция бойца — обе родом из детства. Что говорили родители на этот счет?
— Меня как раз воспитывали с мыслью о том, что нужно быть хорошей девочкой. Поэтому я всю жизнь себя ломаю, следую порывам внутренней свободы. Во мне сидит отличница, от которой стараюсь избавляться.
— Часто у человека возникает внутренний конфликт от желания высказаться и убеждения, что это может кому-то не понравиться. Как вы, Катя, поступаете, когда хочется сказать режиссеру, что он ничего не понимает в материале? Или объяснить своему мужчине, что вам больше не по пути? Или раскрыть глаза подруге на бойфренда-лгуна?
— Все, что вы перечислили, — разные случаи. Мне кажется, главное — понимать, какой вред может нанести другому человеку эта ваша правда. И все же я скорее за нее, а не за ложь. Однажды, еще в школе, я подошла к учителю русского языка и литературы и прямо сказала, что согласно педагогической этике она не имела права так со мной поступать.
— А что она сделала?
— Поставила меня перед всем классом и заявила: «Все, что Олькина может, так это кокетничать со сцены».
После моего высказывания про этику она снова вызвала меня к доске и заставила писать диктант. Когда я не сделала ни одной ошибки, прокомментировала так: «Вот смотрите, это просто врожденная грамотность». У меня — человека, который писал зеленАй, а не зеленЫй?! Учитель обесценила все мои труды.
За грамотность спасибо маме, которая отдала меня не в ближайшую к дому школу, а в лучшую на тот момент гимназию Самары. И пока утром мы с ней за руку шли туда, она заставляла склонять, спрягать, разбирать правописание существительных и глаголов. Когда я ошибалась, сжимала мне ладонь. Ничего себе — «врожденная грамотность»!
Тогда я обижалась на маму, мне казалось, что это насилие над ребенком. А сейчас понимаю, что она была права, иначе я осталась бы безграмотной.
— «Мудрый» педагог, когда говорила о кокетничанье со сцены, что имела в виду? Вы играли в самодеятельности?
— У нас в гимназии была музыкальная школа, проводилось много разных праздников и вечеров. Я занималась вокалом, часто пела на разных конкурсах, даже во Францию попала в десятом классе. Исполняла главную женскую роль в одном мюзикле.
— Красивые часто сталкиваются с тем, что их принимают за глупеньких. Маска хорошенькой и неумненькой часто прилипает к ярким девушкам. Вы с этим сталкивались?
— Чаще встречала стереотипы, касающиеся профессии. Если красивая, то бесталанная, а если актриса, то, значит, неискренняя, все время играет. Знаете, я давно поняла, что если быть с людьми открытой, маски не прилепляются. Тогда и доказывать: «Я не такая!» — не приходится. Может быть, мне просто везло на людей.
— Катя, а в период тяжелых испытаний вы какая?
— Становлюсь уязвимой. Но не злой, не агрессивной. У меня вообще нет брони, мама часто повторяла, что я человек без кожи... Пытаюсь нарастить слои, но пока безрезультатно. Близко к сердцу воспринимаю несправедливость, чужую боль.
Не получается закрыть дверь и забыть. Буду продолжать думать, чувствовать, проживать. С одной стороны, нет ничего хорошего в такой уязвимости, но с другой — это не позволяет черстветь душой. Пусть бывает больно, но зато можно прийти к катарсису. В сопереживании, сострадании наша национальная черта, «достоевщина».
— Вы любите пострадать?
— Люблю, да. Не сказать, что состояние комфортное и мне нравится, нет. Но именно этот путь приводит к изменениям.
— Часто, страдая, женщины раз за разом притягивают в свою жизнь мужчин, которые ведут себя так, что причин для страданий становится все больше. Вы быстро понимаете, кто есть кто, и прерываете болезненные отношения?